Примерное время чтения: 7 минут
144

Книжный и сложный

АиФ №42. АиФ Приморье №42 19/10/2016
Для каждого поколения есть свой
Для каждого поколения есть свой "Герой нашего времени" / Елена Жукова / АиФ

Как и обещалось ранее, коллектив показал постановку по роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».

Приглашённый режиссёр из Иркутска Александр ЛОБЫГИН поставил задачу - как можно точнее передать замысел писателя, сохранив литературную основу, глубокий психологизм, мятущуюся печоринскую натуру и характер каждого персонажа. В спектакль вошли пять повестей: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Нашлось место экспериментам. На сцене появляется сущность в дьявольском обличии: второе, тёмное, экспрессивное «я» героя, толкающее за грань.

Школа для актёров

«Герои нашего времени» можно назвать хрестоматийной классикой, и ставить её на широкую аудиторию - дело ответственное и неблагодарное. Придирчивый ценитель непременно найдёт что-то несоответствующее его личным или общим представлениям. Так, в 60-е годы эталоном роли Печорина стал Олег Даль, преданные поклонники и видеть в другом обличье лермонтовского героя до сих пор не желают. Впрочем, в XXI веке в эпоху ремейков и перекраивания классических сюжетов, современные режиссёры пощекотали нервы консерваторам, довольно смело перемещая героев из одной эпохи в другую, меняя текст, не боясь эпатажа. Таковым, к примеру, стал балет «Герои нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова. В танцевальной постановке, по сюжету - на кавказском курорте, возникают инвалиды-колясочники - жертвы войны. И это вызвало большое негодование в стане критиков.

Александр Лобыгин, приступая к репетициям во Владивостоке, сразу предупредил, что будет неотступно следовать лермонтовскому слову. Юрий ГОНЧАРОВ, художественный руководитель театра, добавил к этому: «Мы не станем переодевать Печорина в джинсы, а Грушницкого в косуху, - добавил. - Не дадим им в руки мобильные телефоны. Думая о Лермонтове, склонились к классическому варианту. «Герой нашего времени» - это огромная школа для актёров: умение  работать со словом, двигаться, перевоплощаться. Выйти из безумного стремительного ритма, в котором мы живём, оторваться от реалий жизни. Поиск героя - это всегда интересно».

Будет уместно вспомнить, что в далёком 1946 году первый сезон театра открылся премьерой «Как закалялась сталь» по пьесе Николая Островского. Советские школьники могли без запинки перечислить несколько ярких персонажей, подходящих под определение «героический». А о герое-Печорине говорили, как о представителе «потерянного поколения», которое миновали революционные бури, и интеллигенции под гнётом царизма ничего не оставалось, как состариться в бездействии, пройдя над миром «без шума и следа».

Сейчас невольно задумываешься, как идеологическое клише над сильным и противоречивым литературным героем от истины далеко. Так, может быть, теперь, у приморского театра появилась возможность показать более тонко причинно-следственные связи печоринской драмы? Понять, «почему зло так привлекательно», отчего человек ломает судьбы окружающих, для него не находится высокой цели, неизбежно одиночество и трагический исход? Создатели спектакля рассказали: сложность в том, что «Герои нашего времени» - произведение литературное, необходимо грамотно построить драматургическую нить между отдельными самостоятельными повестями.

Сплав мастерства

Способы нашлись. Это и два знаковых в творчестве Лермонова стихотворения: «Печально я гляжу на наше поколение» и «Белеет парус одинокий». Первое открывало спектакль, а второе - многоголосный романс на музыку Варламова - звучало в финале. Проникновенная лирика неслась в вечность, оставив зрителя наедине с самим собой в глубоких раздумьях.  Отмечу, что большинство пришедших на премьеру - молодые люди из старших классов школ о колледжей, студенты Вузов. Для них Печорин - программный персонаж, тот, кто значится в учебниках литературы. За его воплощением на сцене молодое поколение следила пристально, порой увлечённо. В такие моменты название «театр молодёжи» себя оправдывает с лихвой. Как и его просветительская миссия.

Драматургическая нить умело переплетала различные сюжеты и персонажи. Это задачей наделен Попутчик в исполнении Вадима Замараева, ему следует оставаться повествовательным связующим звеном при отсутствии эмоционального накала. Филигранной игрой поразил заслуженный артист РФ Александр Волосянко. Его умудрённый опытом Денис Денисович, считающий Печорина другом, но внезапно разочарованный - одна из самых проникновенно сыгранный ролей в спектакле, она удостоилась отдельных оваций.

Образ Печорина во многом мистичен. Игорь Смирнов, сыгравший главную роль, признавался журналистам, что лермонтновский образ вдохнул в него силы. Даже внешнее сходство с печоринским прототипом было потрясающим. Сложнее всего сыграть двойственность героя - пламень и лёд в одном лице. И тут режиссёр решился изобрести Двойника - экспрессивного персонажа, будто сошедшего из тьмы или восставшего из ада. Второе, тёмное «я» Печорина сыграл Дмитрий Контантинов. Злой рок, демон, граф Дракула…. ассоциативный ряд можно продолжать до бесконечности. Он вкладывал оружие в руки персонажей, задувал над погибшими свечу, вел язвительный диалог с собственно Печориным. Игра строилась вокруг декорации - вращающейся лестницы, символом драматических, переломных моментов сюжета.

Пожалуй, Двойник - самое непредсказуемое, что явилось читателю в вечер премьеры. В остальном режиссёр автору романа не противоречит: время, костюмы, место действий и максимально близко текст. Ещё раз стоит подчеркнуть портретное сходство Печорина в авторским описанием: думаю, мало кто заметил, что на сцене брюнет, в то время как герой Лермонтова был белокурым человеком.

«Я не на стороне Печорина, - призналась в антракте 16-летняя Светлана ЗУЕВА, студентка гуманитарного колледжа ДВФУ. - Зачем он предаёт друзей? Меняет женщин, как перчатки?»

Без женских персонажей была бы «скучно и грустно». Бэлла, Вера, княжна Мери  - Евгения Серебрянская, Мария Стратулат и Анна Проскокова - каждая актриса внесла свою лепту в создании любовной линии сюжета. Судя по реакции зрителя, особенно растрогала игра молодой дикарки Бэллы. Стоит отметить колоритно, утончённо и проникновенно выписанные эпизодические роли: Вулича - Адисона Салахутдинова, Казбича - Алексея Хаснутдинова, матери казака - Татьяны Донской. Великолепна сценография, звуковой сопровождение, национальный колорит, отражённый в костюмах, музыке и декорациях.

Можно ли сегодня назвать Печорина героем времени? Этот главный вопрос, похоже, остаётся открытым. Развесёлая молодежь вспомнила какого-то новомодного исполнителя, но как-то неуверенно, не увидев большого сходства Печорина с реппером. На вопрос о связи эпох, режиссёр Александр Лобыгин ответил: «Наше время идентично тому времени - сумбурное, яркое, самобытное и уничтожительное! И такой герой тоже есть, и он должен существовать в равной силе, потому что есть на что смотреть и с чем сравнивать».

Елена ЖУКОВА

КСТАТИ

Следующий премьерный показ «Героев нашего времени» состоится 17 и 27 ноября Начало в 18.30.

Фото: АиФ

ДОСЬЕ

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах