Примерное время чтения: 8 минут
433

Когда музыка объединяет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Приморье № 17 28/04/2021
Хор – единый живой организм.
Хор – единый живой организм. / Фото из архива Елены Петуховой. / АиФ

Любительский хор вырос до больших высот

НИ ОДНОГО РАВНОДУШНОГО ЛИЦА! ТАК МОЖНО СКАЗАТЬ ОБ УЧАСТНИКАХ И ЗРИТЕЛЯХ ГРАНДИОЗНОГО КОНЦЕРТА АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА ДВФУ «ПОЁМ ДЛЯ ВАС». ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПРОШЛО НА СЦЕНЕ ФИЛАРМОНИИ В РАМКАХ ХХХ ФЕСТИВАЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ВЕСНА». ХОР, ГДЕ С БОЛЬШИМ ЭНТУЗИАЗМОМ И БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ ПОЮТ СТАРШЕКЛАССНИКИ, СТУДЕНТЫ И ВЫПУСКНИКИ УНИВЕРСИТЕТА, ОТМЕТИЛ 20-ЛЕТИЕ.

Фото: АиФ

Как обыкновенные студенты доросли до высокого искусства? Почему не поют по нотам, но в ноты попадают? Зачем хору двигаться по сцене, вживаться в роли? На эти и другие вопросы ответила руководитель коллектива, заслуженный работник культуры России Елена ПЕТУХОВА.

НА ХОРОШЕЙ ВОЛНЕ

– Елена Александровна, что творилось на концерте! Аншлаг и овации после каждого номера. Искренние и очень неформальные поздравления от первых лиц края, известных музыкантов страны. А ваши впечатления?

 – К юбилейному концерту мы готовились долго. Перенесли выступление сначала на 2020-й, потом, из-за пандемии, на 2021 год. Было крайне волнительно, потому что впервые вышли на филармоническую сцену. Но как только поднялся занавес и ребята начали петь, я поняла, что всё пройдёт на хорошей волне. В финале концерта испытала невероятную лёгкость, а это явный признак, что контакт между артистами и зрителями состоялся. Получилось единение людей, где главным творцом выступила музыка, и она увлекла всех за собой.

– Несколько слов об истории создания хора.

 – Коллектив возник на базе Восточного института ДВГТУ, деканом которого была Ольга Петровна Болотина. Именно она загорелась мыслью, что студентам, изучающим языки, нужно научиться хоровому пению, что это будет полезно в освоении специальности. Хор начинался с небольшого состава, с принципа – никого не загонять петь насильно. У меня было огромное желание поработать с молодёжью, с ребятами, большинство из которых не были музыкантами и не знали нот. И вот они запели – молодые и современные. Для меня самой сейчас это удивительно – как они смогли?

– Сегодня в коллективе 120 человек. Почему хоровое искусство стало так популярно в студенческой среде?

 – Они втянулись постепенно. Многое зависело от выбора репертуара. Нужно было показать ребятам, насколько хоровая музыка красива и разнообразна – классика, фольклор, джаз, современные аранжировки, рок-композиции. Моя задача – объединить их в единую большую команду ради светлого и высокого, духовной пищи. Стараюсь вести их вперёд, научить молодые души правильному направлению в жизни.

Многое происходит на интуитивном уровне. Так или иначе, теперь хору по силам сложнейшие партии. Так, мы исполняли несколько номеров «Реквиема» Моцарта, участвовали в постановке спектакля «Идиот» Приморской сцены Мариинского театра. Это была большая и серьёзная работа.

СЦЕНА НЕ ТЕРПИТ НЕИСКРЕННОСТИ

 – Хор назван академическим. Почему?      

– Сама манера пения – академическая, в отличие от эстрадной или народной. Это особый тип дыхания, округлый звук и др. Но это не подразумевает статичность и ограниченный выбор программы. Мы долго работали над стилем исполнения. Ещё в студенчестве я интересовалась синтезом жанров, таких как хор-театр, хор-танец, хор-поэзия. И мы постепенно приблизились к хоровому театру, где певцы, они же и актёры, двигаются, перевоплощаются в персонажи. Мне и ребятам очень симпатична современная европейская тенденция, когда хоры используют в номерах спецэффекты, изобразительность. Одно из наших любимых произведений – латышская народная песня «Звуки леса», где хористы становятся частью природы, передавая её звуки, голоса.

 – В Приморье ваш коллектив уникален. А в стране есть что-либо подобное, хоры с хореографической и театральной жилкой?

– Мы часто общаемся с коллегами на фестивалях и конкурсах российского, мирового масштаба, где все стараются показать высокий уровень профессионализма и в то же время выглядеть артистично и эмоционально. Но всё хорошо в меру. Ели хор чересчур увлечётся движениями, может пропасть основа – строй, звук, интонация, а это недопустимые вещи. Добавлю, что мы часто гастролируем по Приморскому краю – Арсеньев, Уссурийск, Находка – я даю мастер-классы, открытые уроки, и другие хормейстеры уже идут по нашим стопам в стремлении сделать выступления более динамичными, интересными.

 – Как рождаются сценические номера?

 – Для начала нужно выучить музыкальный материал, потом можно подключать движения. С одной стороны, они эмоционально помогают, с другой – усложняют общую задачу. Но важно не петь формально, а почувствовать музыку и донести её до зрителя. Сцена не терпит неискренности, магия получается, когда произведение идёт от души. Я говорю им: не бойтесь быть эмоциональными. Помогает командный настрой: они заряжаются друг друга, многие раскрывают свои таланты. И дальше в жизни ребятам это поможет – свобода действия, умение улыбаться, доносить эмоции.

 – Откуда в вашем хоре редкие голоса?

 – Все они – наши выпускники, студенты. Солистка хора Анна Белоногова окончила Восточный институт, преподаёт китайский язык, у неё большое дарование. Что касается мужских голосов, то у нас каждый на счету, на вес золота.

 – В какой-то момент в руках у солистов появляются свечи, колокольчики. Спецэффекты требуют отдельного внимания на репетициях?

 – Это такие маленькие красочные сюрпризы для зрителя, действия, напоминающие иллюзионистов, и так задумано, чтобы было неожиданно, незаметно. Конечно, нужна чистота исполнения, чтобы не было сценичной грязи, и это следует отрепетировать.

 – Хор поёт на латышском, итальянском, финском, вечно молодом латинском языке…

 – Да, мы исполняем произведения на языке оригинала. При этом сохраняется специфика языка, музыкальные интонации. Ребятам интересно познать культуру разных стран. Они много работают над правильным произношением.

 – Кого больше в хоре – физиков или лириков?

 – Нет определённой тенденции, всё зависит от внутреннего желания каждого студента.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД

– Расскажите о самых значительных выступлениях хора?

– Первые годы мы принимали участие в городских и краевых фестивалях и конкурсах, постепенно расширяя географию. Пошли российские, международные площадки, примерно с 2016 года начался бурный рост и подъём, соревнования с коллективами мирового уровня, и это заставляло тщательно готовиться и более серьёзно подходить к выбору репертуара. Среди многих выступлений хочется отметить участие в международном хоровом фестивале «Молодые голоса» Нижнего Новгорода, где наш хор стал лауреатом первой степени. Голоса хора звучали на Всемирных хоровых олимпиадах в Сочи, Швеции, Южной Корее. Так, накануне пандемии хор стал абсолютным чемпионом Всемирной хоровой олимпиады World Choralimpic 2020, проходившей в городе Пхенчхан.

В копилке коллектива – диплом лауреата первой степени в категории «Взрослые любительские хоры» Всероссийского хорового фестиваля 2019 года. Хору аплодировали стоя на Европейских хоровых играх в Швеции, где коллектив был признан чемпионом. Со сцены Гётеборга звучал российский гимн в исполнении голосов дальневосточной столицы. Все эти победы – огромный стимул для движения вперёд.

 – На юбилейном концерте вы исполнили самое лучшее?

– Всё, что хотели спеть, не вместилось в рамки одного вечера. Но старались представить все жанры – от классики до рока. Это и наши любимые народные «Деревенские посиделки» Гаврилина, и зажигательный спиричуэлс, африканский гимн и восточные напевы, рок-попурри обожаемого композитора Уэббера. И сложнейшее, редко исполняемое космическое сочинение «Юпитер».

– Зрители, очарованные хором, воспринимают хормейстера как некую волшебницу. Но легко говорить. Какой вы руководитель?

 – Одна девочка, которая перешла в Академический хор из детского, «Алых парусов», сказала: «Вы такая строгая с детьми и добрая со студентами». На самом деле я люблю дисциплину, точность и результат. Возможно, перед концертами более строга и эмоциональна. Главное, на чём основаны мои отношения с ребятами, – взаимопонимание.

Досье

Елена Александровна Петухова

Окончила Дальневосточный государственный институт искусств по специальности «дирижирование академическим хором». Со студенческих лет она отличалась тягой к творчеству, любовью к музыке и людям. В работе с хором это позволяет ей достигать невероятного чувства единения с коллективом и зрительным залом.

Руководитель трёх хоровых коллективов: хора младших классов «Светлячок», хора старших классов «Алые паруса» ДШИ № 1 им. С. Прокофьева Владивостока и Академического хора ДВФУ. Коллективы регулярно принимают участие во всероссийских и международных хоровых конкурсах и фестивалях.

Стиль исполнения Академического хора ДВФУ приближается к хоровому театру, где певцы, они же и актёры, перевоплощаются в персонажи. Это близко и к современной европейской тенденции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах