«Сны о войне» всколыхнули воспоминания у зрителей
ТАКОЙ ПАРАДОКС В ПРИМОРСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. ГОРЬКОГО СЛУЧИЛСЯ ВПЕРВЫЕ. ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ИЗОЛЯЦИИ ТЕАТР РАСПАХНУЛ ДВЕРИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ НАКОНЕЦ СПЕКТАКЛЬ-КОНЦЕРТ, КОТОРЫЙ ПЛАНИРОВАЛИ ВЫПУСТИТЬ К 9 МАЯ. ПОСТАНОВКУ ПРИУРОЧИЛИ К ЕЩЁ ОДНОЙ КРУГЛОЙ ДАТЕ – ДНЮ ОКОНЧАНИЮ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
«Снами о войне» театр закрыл сезон в конце августа в надежде открыть следующий сезон уже спустя 20 дней. Большинство зрителей праздничной премьеры – представители старшего поколения. Они так скучали по театру, что своим единением дали фору молодым. Речь идёт о единении душ – все рекомендации Роспотребнадзора были в точности соблюдены.
Шедевр про подлую войну
Публика в медицинских масках в фойе, партере и на балконах и «шахматная» рассадка по залу – к такому нонсенсу вряд ли можно сразу привыкнуть. Но для истинных поклонников театра имени Горького это не стало препятствием. Встречи с любимыми актёрами они ждали пять месяцев. По замыслу режиссёра и музыкального руководителя проекта Тамары Данцигер-Дельсаль главными в постановке о войне стали артист и его песня. И для многих зрителей проникновенные сольные номера и сильные голоса явились открытием. У каждой песни – своя история, каждая крепко приросла к эпохе 30–50-х годов, и все они настолько популярны, что тщетно скрываться под актёрской маской. Нужно было не просто сыграть, а выразить в песне что-то своё – неповторимое, глубинное, человеческое.
В 30–40-х годах молодёжь Страны Советов отбивала каблуки и подошвы, вытанцовывая па фокстрота и танго, и под эти ритмы проходили выпускные вечера весной 1941 года. Песня «Цветущий май» открыла спектакль-концерт – со светлым настроением, отчаянной верой в будущее, с мечтами и надеждами, какие только свойственны юным созданиям. И вдруг музыка оборвалась в звенящую тишину, танцоры покинули сцену, на экране появились редкие кадры чёрно-белой хроники. Словно из небытия под гитарный перебор возникла песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» в исполнении актрисы Александры Аубекеровой.
Человек, сочинивший музыку и слова, служил миномётчиком в кавалерийском полку, и, по сути, его песня автобиографична, хотя в ней нет конкретных имён. В 1942 году Окуджава отправился на фронт добровольцем, но понадобилось много лет, чтобы родился шедевр про «подлую войну».
Жанр спектакля-концерта предполагал связующую нить, и такой образ вскоре появился на экране. Это фронтовое письмо, перечёркнутое чёрной линией наискосок. Все письма, представленные в спектакле, – подлинные, сохранившиеся в архивах. Закадровый голос оживил текст, а зритель увидел документальный сюжет о демобилизации солдат, узнав знакомые очертания Владивостока. А после – как со станков Дальзавода сходили снаряды. Кадры на экране то становились дополнением к концертным номерам, то перетягивали внимание зрителей, то сливались с происходящим на сцене.
Почувствовать сердцем
– С помощью мелодий прошлых лет мы хотели протянуть связь времён между поколениями, показать не только героическое и трагическое на войне, но и романтику отношений, мечты простых людей о любви и счастье, о мирной жизни. Всколыхнуть воспоминания ветеранов и достучаться до сердец молодых! – так рассказывают о своей идее создатели спектакля.
Удивительная история связана с лёгкой лирической песенкой «Синенький скромный платочек». Пионерам Советского Союза рассказывали, что песня, звучащая в окопах, обладала огромной вдохновляющей силой. Однако мало кто помнит, что написана она ещё в 1940 году Ежи Петербургским, а слова придумал поэт и драматург Яков Галицкий. Песня быстро стала шлягером, но изначально там не было и строчки о войне. И только когда артисты стали выступать на фронтах, появилось множество злободневных вариантов этого хита, в частности, всем известное «строчит пулемётчик за синий платочек»…
Шаг за шагом перед зрителем возникают картины военного прошлого с его разнохарактерными и непохожими друг на друга героями. Эти картины – зыбкие, как мираж, и до драматизма реальны одновременно. Ключевые слова «сны», «тишина», словно рефрен, часто повторяются. Народный артист России Александр Славский исполнил песню «Минуты тишины» из фильма «Батальоны просят огня», которая была написана специально для тембра голоса Николая Караченцова. А народный артист России Владимир Сергияков выбрал для себя Владимира Высоцкого – «Это я не вернулся из боя». Высший пилотаж – не повторить знакомую до боли манеру исполнения.
Органично вписались в канву спектакля-концерта утёсовская песня «У Чёрного моря». Покорила публику массовая сценка с композицией «Эх, Андрюша», кстати, этот фокстрот «с русской душой» сочинил ещё в 30-е годы польский музыкант Зигмунт Белостоцкий. Был и романс «х, эти чёрные глаза» от Валентина Запорожца, и ещё один жизнеутверждающий фокстрот «Бомбардировщики» в исполнении колоритного дуэта Дениса Неделько и Яны Мялк. Интересно, что родина песни – Америка, и с лёгкой руки американских лётчиков и певицы Веры Линн она обрела популярность среди участников антигитлеровской коалиции.
Кульминацией спектакля стали «Тёмная ночь» в исполнении Сергея Коврижного, старинная солдатская «Ах, поле», «Сердце, молчи» в интерпретации Николая Тимошенко и «Песня женщины», в которую вложила тончайшие оттенки души Ирина Кулешова. «Довоюй, родной» – один из самых сложных и виртуозных номеров во всём концерте.
«Танго у полустанка», спетое голосом актрисы Натальи Овчинниковой, переместило в мирное время, а задорную «Смуглянку-молдаванку» уже подпевал хором весь зал, под оглушительные овации.
– У меня всегда наворачиваются слёзы, когда слушаю песни военных лет, – поделилась зрительница Татьяна Докова. – Мы должны чтить память о подвигах, которые были совершены ради нас. Именно эти песни передают нам частичку того времени и дают возможность прочувствовать его сердцем, приобщиться к великому празднику – Дню Победы.
Премьера состоялась, но на выходе из театра не закончилась. Самые впечатлительные зрители продолжили пение на улице. «Ну что, девчонки, – обратилась к своим подругам одна из них. – Вспомнили нашу молодость?».
Досье:
Об авторе. Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.
Кстати:
Над спектаклем-концертом «Сны о войне» работали художник Юлия Юдина-Клюкванд, художник по свету лауреат премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий, хореограф Константин Мишин.
ВРЕЗ:
Создатели спектакля хотели показать не только героическое и трагическое на войне, но и романтику отношений и мечты простых людей.