aif.ru counter
04.07.2018 21:18
87

Куколка, птичка, чудовище?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Приморье № 27 04/07/2018
Нора появляется в гостиной у рождественской ёлки.
Нора появляется в гостиной у рождественской ёлки. © / Вероника Стахеева / АиФ

Через пять лет после премьеры «Анны Карениной» норвежский режиссёр Мортен Боргерсен вновь ставит спектакль в этом театре - по известнейшему произведению своего соотечественника.

Пьеса-долгожительница пользуется завидным успехом у публики всего мира. Когда-то она подверглась жёсткой критике консерваторов, стала своеобразным манифестом феминизма, Ибсена же окрестили «постановщиком проблем». Для Мортена Боргерсена это, прежде всего, история отношений мужчины и женщины. Сюжет, где в центре внимания - двое. Вероятно, судить, а тем более решать в глобальном смысле психологические проблемы всего человечества он и не собирался. 

Казалась непристойной

Скорее наш гость выступает исследователем неординарных женских судеб. Сначала это была героиня Толстого, затем - Ибсена. Роман «Анна Каренина» написан в 1873 г., а «Кукольный дом» - в 1879-м, по времени близко. Уже тогда творчество норвежского писателя получило широкое признание в России. Сам Ибсен с интересом относился к русской культуре, оставив любопытный отзыв о «Власти тьмы» Толстого. Связующей нитью для Мортена Боргерсена стали похожие истории женщин, которые уходят из семьи, разрушив незыблемые основы брака. И Каренину, и Нору яростно осуждали. Но Анна, бросившаяся под поезд, в глазах общественности искупила свою вину или, по крайней мере, вызывала жалость. А Нора, оставившая мужа и детей, чтобы жить дальше, казалась непристойной. Ладно муж, но какая мать покинет любимых чад? Актрисы отказывались играть чудовищную Нору. Известен случай, когда одна немецкая театральная звезда настояла на сочинении второго финала: в последний момент Нора видит в проёме двери своих малюток, её сердце не выдерживает, и она остаётся. К слову, при первой же возможности Ибсен восстановил прежний конец.

Не будет лишним напомнить сюжет пьесы. Действие происходит в небогатом, но уютном адвокатском доме. Жизнь супружеской пары - Торвальда и Норы Хельмер - на первый взгляд вполне благополучна. Муж обожает свою «куколку», «птичку», «белочку», она же действительно легка, весела, очаровательна. Щебечет, порхает, стараясь быть эталоном соблазнительной женщины, заботливой жены и нежной матери. История начинается в канун Рождества, когда Нора появляется в гостиной с пушистой ёлкой и грудой рождественских подарков. Праздничную атмосферу нарушает гость - ростовщик Нильс Крогстад. Уволенный Торвальдом из банка, он угрожает выдать тайну Норы. Однажды она заняла у ростовщика большую сумму денег, подделав подпись отца. По законам того времени женщина не могла взять ссуду без разрешения мужчины. Нора нарушила закон, чтобы вылечить тяжелобольного мужа. Для семейной четы наступает час икс. Неужели он не поймет благих намерений своей птички?

Мужчины - зеркала

Режиссёр постановки Мортен Боргерсен признался: несмотря на то, что работает в театре не один десяток лет, перед каждой премьерой страшно волнуется.

«Хочу всё время через них перепрыгнуть, потом дальше играть, - улыбаясь, говорит режиссёр. - По большому счёту во время премьеры могу только радоваться или замирать от ужаса. Первая встреча со зрителями - самая волнительная».

Он поведал, что когда-то в молодости играл роль Торвальда, но помнит о ней весьма смутно. Сегодня для него главное - рассказать историю о Норе так, чтобы она стала понятна современному зрителю. Пьеса написана в позапрошлом веке, отношение к ней было разным. И всё-таки классика - яркое доказательство тому, как мало поменялись люди за сто с лишним лет.

«Нора» - пьеса, которую чаще других ставят в театрах Норвегии, - продолжает Мортен. - И каждый режиссёр делает её по-своему. Одни считают, что в пьесе главная персона - Нора, другие - её муж, для меня их всё-таки двое. Кстати, в Европе много экспериментальных постановок этого произведения».

Режиссёр отказался от излишнего новаторства, пойдя на некоторые сокращения в литературном источнике; приближены к современности декорации и костюмы. Актёрский состав подбирался по опыту «Анны Карениной». Мортен уверяет, что роль Норы будто написана для ведущей актрисы театра Яны Мялк. «Импульсивная, с неповторимым детским очарованием. И она такой человек, в которого любой может влюбиться», - сказал Мортен.

Однако режиссёр далёк от идеализации главной героини, ведь она умело манипулирует мужскими персонажами, в которых, как в зеркалах, отражается её образ. Она водит за нос высокомерного мужа, который её и за полноценную личность-то не считает. Тонко чувствует, как всей душой к ней тянется учитель Йенсен, бывший сирота, один пробивающий себе в жизни дорогу. А для неё он всего лишь обслуживающий персонал. Интересно, что в оригинале пьесы - две няни, воспитатель-мужчина - изобретение сугубо режиссёрское. Кроме того, в Нору безнадёжно влюблен друг семьи, смертельно больной доктор Ранк.

Каждый герой по-своему интересен, сложен и притягателен. Мужскую половину спектакля составили Сергей Лисинчук, Евгений Вейгель, Владислав Яскин, Денис Неделько. По сути, здесь нет персонажей отрицательных или положительных. Ростовщик прощает долг, за предательством мужа следует раскаяние. Правда, отношения уже давно зашли в тупик. Получилось как у Есенина: «лицом к лицу - лица не увидать». Нора и Торвальд не видели друг друга, не знали друг друга реальных. Она «куколка», которая смеет о чём-то рассуждать и которой можно простить слишком откровенные танцы на светской вечеринке. Зато другие женщины по сравнению с ней так скучны! Он - честный, сильный, благородный, любящий. Но в сложной ситуации он вместе с общественным мнением отворачивается от неё. И она уходит навсегда.

Она уходит навсегда, чтобы вернуться.
Она уходит навсегда, чтобы вернуться. Фото: АиФ/ Вероника Стахеева

Когда рушатся стены

Первоначально идея о постановке пьесы Ибсена возникла у художественного руководителя театра Ефима Звеняцкого. Всё совпало - и то, что Мортен из Норвегии, и то, что его постановка «Анна Карениной» ранее здесь прошла с огромным успехом. Практика последних лет показывает удачный опыт работы коллектива театра с приезжими мастерами. В 2018-м премьеры следовали одна за другой. К примеру, комедия «Верная жена» вышла в постановке Анны Решетниковой из Москвы, а пьесу «Сергей Есенин. Исповедь» специально для приморского театра написал астраханский драматург Роман Беккулов. Норвежец Мортен Боргерсен признался, что в языковом барьере есть определённая трудность, хотя актёрская братия во всём мире походит друг на друга, и порой общение выстраивается на интуитивном уровне.

Нельзя обойти стороной и работу мастеров по свету и декорациям. Комната, в которой происходит действие, оформлена без лишних изысков - пара стульев, журнальный столик, софа, рождественская ёлка. Режиссёр пояснил, что он любитель работать в полупустых пространствах, чтобы дать больше воздуха актёрам. По ходу действия освещение меняется и делает картину разной. Связывает пьесу с нашим временем и музыкальная часть спектакля. Звучит танго из «Мулен Руж», песни Синди Лопер, Леди Гаги, Анни Ленокс.

В финале постановки - элемент неожиданности. Согласно пьесе, последнее, что слышит зритель, - стук закрытой двери. Режиссёру показалось этого мало. У него рушатся стены. Прожекторы резким светом бьют в зал, перенося переживания героев пьесы в сердце каждого зрителя.

КСТАТИ

В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер. Она была замужем за адъюнктом Виктором Килером, который заболел туберкулёзом. Лаура тайно взяла ссуду в банке. Муж вылечился от болезни, после её действия стали известны. Сначала Виктор сочувствовал жене, но под влиянием семьи и друзей изменил своё отношение к ней и стал требовать развода, который вскоре оформили. Детей у Лауры забрали, её признали душевнобольной, лгуньей. Но прошло время, муж попросил Лауру вернуться домой. Она вернулась, снова стала его женой и постепенно выплатила все долги. Её жизнь стала основой для сюжета «Кукольного дома».

ДОСЬЕ

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество