Средневековое Приморье показали на сцене
НЕОБЫЧНАЯ, ЭКЗОТИЧЕСКАЯ, ВОЛШЕБНАЯ, В ЧЁМ-ТО ВЫДУМАННАЯ, А В ЧЁМ-ТО ДОСТОВЕРНАЯ. МАЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ЛЕГЕНДА УССУРИЙСКОГО КРАЯ» В ПРИМОРСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ МОЛОДЁЖИ. ОНА ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КРАЕВОГО МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА.
Постановку приурочили к 150-летию со дня рождения исследователя Владимира Арсеньева. Действие разворачивается на грани XIII–XIV веков, в эпоху Золотой империи чжурчжэней. Сюжет напоминает восточную сказку о могущественном князе, его возлюбленной и богатом маньчжурском городе. Пока трудно сказать, кому больше понравится спектакль – повзрослевшим детям или их родителям. Возможно, и тем, и другим.
СОН О ВОСТОКЕ
Сценарий «Легенды Уссурийского края» написан драматургом Еленой Аксёновой по книге приморского краеведа, педагога и археолога Александра Мезенцева, он же выступил консультантом постановки.
– Идея возникла ещё год назад, – рассказал директор театра Игорь Селезнёв. – Мы неспроста взяли этот материал – историю родного края нужно знать, интересоваться ею. И хотя юбилей Владимира Арсеньева будет отмечаться в 2022 году, мы сделали спектакль заранее.
Это сценическая версия легенды о царе Куань-Юне, передававшейся из уст в уста и бережно записанной Арсеньевым во время одной из своих экспедиций.
– Захваченный этой историей, он искал и находил её археологические подтверждения, проливая свет на самый тёмный период в средневековой истории Приморья, – отметил директор театра. – Легенда призвана дать ответ на вопрос: как и почему был стёрт с лица земли великий и сильный народ, когда-то создавший Золотую империю? Она до сих пор будоражит воображение краеведов, историков.
Однако спектакль не музейный проект, поэтому не претендует на документальность, историческую правду, присутствие археологических раритетов.
– Я не хотел сделать этнографическую выставку, – сказал художник-постановщик спектакля Пётр Окунев. – Искал выразительные средства для красивой средневековой легенды, волшебной сказки. Для меня это больше похоже на сон о Востоке. Пригодились знания маньчжурской культуры.
По мнению министра культуры и архивного дела Приморского края Елены Бронниковой, постановка будет интересна и тем, кто активно интересуется историей Приморского края, хочет знать о ней больше, и тем, кто только приступает к её изучению, к примеру, школьникам, в работе с которыми сегодня делается особый упор на краеведение.
В воздушных декорациях прослеживается приморский колорит – огромные облака плывут над каменными глыбами, будто из глубины веков появляются герои спектакля, одетые в колоритные национальные костюмы.
– И как вам живётся в XIV веке? – спрашивают журналисты у актёров во время репетиции.
– У нас с князем одинаковые костюмы, и мы любим друг друга, – отвечает исполнительница главной роли, княгини Хун-Лэ-Нюй Мария Стратулат. – А вы же знаете, любовь такая штука, что от века не зависит.
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ
В спектакле много красивых пластических сцен. Для постановки боёв пригласили представителя Федерации ушу Приморского края Марию Звереву. Среди участников действа – артисты ансамбля современного танца ДВФУ «Контракт».
– Было интересно освоить приёмы ушу, – признаётся актёр Игорь Сушков, сыгравший главную роль князя Цзинь-я-Тай-цзы. – Мы, мальчики, народ задорный – взяли палку и начали махать. А школа Уie занимается этим профессионально. Как получилось, покажем на спектакле. Думаю, что эту работу будет любопытно посмотреть зрителям и юного возраста, и старшего.
– Мы внутренне держим зрительскую планку на отметке 6+, – рассуждает режиссёр Виталий Дьяченко. – Того, что человеку старше шести смотреть не нужно, в спектакле не будет. Однако, как показал проект театра молодёжи «СонЛандия», дети раннего возраста невероятно разные по своему развитию.
– Жанр спектакля – легенда, – уточнил режиссёр. – Это лишь знак для зрителя – к чему ему готовиться. Мы чего-то ждём от сказки, романа, комедии и также от легенды. Наша задача – не раскрыть архивы истории, а настроить людей, которые к нам придут. Создать коммуникацию между театром и публикой. Найти какие-то зацепки между нами, нынешними, и ими, тогдашними.
Спектакль полон драматического напряжения, неожиданных поворотов линии действия, борьбы и накала чувств главных героев – потомков древнего правящего рода империи чжурчжэней. В центре легенды – женщина неземной красоты. А была ли она?