Короткометражный фильм приморского кинорежиссёра Даниила Гончарова «Здравствуй, брат!» включили во внеконкурсную программу престижного Московского кинофестиваля.
Даниил – довольно известная личность в творческих кругах Владивостока. В 13 лет он выбрал свой путь, с той поры его часто видят с камерой в руках и группой единомышленников в городском пространстве. О своём кинематографическом опыте он рассказал корреспонденту vl.aif.ru.
Мормоны из Владивостока
Елена Жукова, vl.aif.ru: Даниил, «Здравствуй, брат!» вошёл в программу Московского кинофестиваля. Как вы оцениваете для себя этот успех?
Даниил Гончаров: В этом действительно есть неожиданность, есть волнение, потому что подобного опыта у меня ещё не было. Это единственный в стране кинофестиваль класса «А», ранее к таким крупным смотрам я причастен не был. Не ожидал, что работа будет включена в программу новинок последнего года в сетке короткого метра. Новость вызвала восторг, я тут же поделился ею с родителями, съемочной группой. И всё-таки я не хочу переоценивать значение события, стараясь мыслить качеством снятых фильмов, а не количеством их участия в кинофестивалях.
– История к фильму у вас получилось долгая. Расскажите, при чём тут мормоны?
– Эта шуточная идея моего отца, Юрия Гончарова (драматурга, театрального режиссёра, программного директора кинофестиваля «Меридианы Тихого» – редакция). Где-то в 2012 году он придумал показать моих школьных друзей, 15-летних подростков в образах мормонов.
Из этого постепенно родился сценарий. В одинаковой экипировке – белых рубашках и тёмных брюках, с рюкзаками за плечами мормоны появляются в спальном районе Владивостока и начинают приставать к прохожим. Потенциал визуального образа мне показался интересным, поэтому я вернулся к этой истории уже во взрослом возрасте.
– Некоторые сравнивают кварталы панельных домов Владивостока с безликим гетто. Вы с этим согласны?
– У меня нет такого ощущения, для гетто характерна крайняя криминализация, совсем плохие бытовые условия, там живут так называемые «национальные меньшинства». На гетто, скорее, походила старая Миллионка. Я же снимаю не самые очевидные, не самые распиаренные места моего города. Сам вырос в одном из спальных районов, и вижу в нем много красивого и кинематографичного. Владивосток – это не только мосты, Токаревская кошка. Я стараюсь создавать метафорическое пространство, не прикрываясь открыточным образом города. Спекуляция такого рода не интересна.
«Меридианы» открыли мир артхауса
– Вы с отцом, можно сказать, двигаетесь если не в одном направлении, то очень близко...
– Отец – режиссёр театра, программный директор кинофестиваля, и мне в этом смысле повезло. Я пошёл по стопам папы в плане режиссуры, он для меня стал проводником в мир кино, обеспечивая с детства хорошими фильмами. А когда в 13 лет я заявил, что буду снимать кино, оба родителя не стали отговаривать, как от бредовой идеи, а меня поддержали.
Короткометражка – концентрация максимальных кинематографических усилий. Это самодостаточная форма, которая бросает режиссёру вызов.
Мама предупредила – будь готов к тому, что это будет невероятно тяжёлый путь, где, возможно, будешь непризнанным. Но если готов – дерзай. Мама всегда была в курсе событий. Мальчишками я и мои друзья снимали фильмы в жанре хоррор – про зомби, проклятые катакомбы. И я постоянно что-то таскал из дома, какой-то реквизит.
– Сбылись ли родительские предостережения?
– Первые удачные ленты - те, которые я окончил в 2019 году, то есть совсем недавно. Я иду путём самообразования, методом проб и ошибок, нахожу единомышленников – со мною работает звукорежиссёр Саша Хоменко, оператор Гоша Безрук, актёры театра молодёжи. Для меня создание кино – бессонные ночи, что идут параллельно с работой. Всё держится только на одной самоотдаче, на любви к этому делу. В будущем я планирую окончить режиссёрские курсы, чтобы больше интегрироваться в кинематографическое пространство.
– Получив филологическое образование в университете, вы не свернули с пути?
– Филфак был осознанным решением, для кино. Я подумал, что филология – та специальность, в которой приходит понимание того, как строится история литературы, и какие сюжеты уже были рассказаны. Когда я попросил на мастерклассе грузинского режиссёра Отара Иоселиани дать мне совет, он сказал: «Культура – это лестница, и чтобы на какуюто ступень подняться, нужно пройти по всем предыдущим». Университет помог накопить опыт, сформироваться как личности, и это большое подспорье в написании сценариев. А в режиссуру приходят в районе 30 лет, имея опыт за плечами, так что у меня всё по плану.
– Какое влияние оказали «Меридианы Тихого»?
– Кинофестиваль стал для меня глотком свежего воздуха, нового веяния, я начал понимать, что кино бывает любым. Ведь сначала я увлекался жанровыми фильмами – хоррорами, триллерами. «Меридианы» открыли мне мир артхауса. Азиатское кино покорило медитативностью, созерцательностью, большим вниманием к композиции. И я развиваюсь в этом направлении. Хотя кино нравится во всём разнообразии.
Выиграть нокаутом
– Вы снимаете фильм «Безбилетник» и уже написали в одном из постов, что он автобиографичен. Это так?
– Отчасти. У меня был опыт работы билетёром в театре. В кинематографе есть такое негласное правило – снимай о том, что знаешь. Отсебятина, надуманность на экране сразу бросаются в глаза. И сам персонаж показался интересным. В театре есть актёры, которые играют спектакль, а есть зрители, которые его смотрят. А билетёр? Кто он? Может быть, лишний человек? Интересная фигура для русской литературы и для воплощения её в кино.
– Как продвигается работа?
– Уже прошло несколько съёмок. Главную роль играет актёр театра молодёжи – Никита Лазарев, которого я заметил в спектакле Антона Шефатова «Войцек». Ранее он озвучивал в документальном фильме «Земля леопарда. 10 лет» роль молодого леопарда. Когда дело дошло до «Безбилетника», я выбрал его. Ещё одну роль – отца билетёра, по сути, антагониста, сыграл поэт и журналист Андрей Вороной, причём он предложил свою интерпретацию.
– На мой взгляд, одна из ваших нестандартных короткометражек – «Когда пиво закончилось». Там, допустим, человек кошку играет…
– В этом фильме всё необычно. Часть материала была снята в 2016 году. Но так получилось, наш оператор Сергей Никулин рано ушёл из жизни, главный герой – мой двоюродный брат Денис – от кино удалился, и фильм лёг на полку. Как-то раз я посмотрел ленту «На серебряной планете» режиссёра Анджея Жулавского, которому не дали доснять фильм, он смонтировал то, что у него было, объяснив в кадре зрителям свою задумку. Так, в кадр фильма «Когда пиво закончилось» зашёл режиссёр, то есть я. Пришлось применить абсурдистские приёмы…
– В чём неповторимость жанра короткого метра?
– Это лаборатория и одновременно тренажерный зал. Мы же не говорим, что в литературе роман – это круто, а рассказ – ерунда. Как выразился аргентинский писатель Хулио Кортасар: «Роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Речь идёт о воздействии на читателя или на зрителя. Короткометражка – вопрос концентрации максимальных кинематографических усилий. Это самодостаточная форма, которая бросает режиссёру вызов. Полный метр поднять – титанический труд. Огромное количество фильмов не доживает до съёмок, монтажа, премьеры…
Как говорил Андрей Тарковский – если у режиссёра нет 10 идей фильмов, которые он готов снимать хоть завтра, значит, дело плохо. И я пока не дорос до этого уровня. К полному метру нужно быть готовым.
– Представьте, что вы бросили снимать кино…
– Был момент, когда на первом курсе университета я подумал – ну, ладно, кино – это блажь, буду филологом. Вскоре у меня началась депрессия, я ничего не хотел. Сделал короткометражный фильм, и всё встало на свои места. Да, без кино я не могу. Авторское кино – направление в искусстве. Запрос на высказываниях в этом направлении, даже в самые кризисные времена, никуда не девается. Главное, понимать, что ты хочешь сказать зрителю. По выражению Отара Иоселиани: «Произнося что-то, надо что-то сказать».
ДОСЬЕ
Даниил Гончаров
■ Родился во Владивостоке в 1996 году.
■ Образование – Дальневосточный федеральный университет, факультет русской филологии.
■ Снимает короткометражные фильмы и музыкальные клипы. Работает в пресс-центре ФГБУ «Земля леопарда», в рамках должности снимает документальные фильмы о приморской природе и её охране. Читает лекции о кино на различных площадках. Монтажёр филологического проекта Максима Жука «ЖУК-FM». Поэт.
■ Его фильмы стали участниками Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», кинофестиваля Bad film fest в Нью-Йорке, Международного фестиваля короткометражного кино в г. Пуна, Индия и других.