Море не раскрывает все тайны сразу…
ЖИТЕЛИ ПОСЁЛКА РУДНАЯ ПРИСТАНЬ ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ ГОВОРЯТ: В РОДНОМ СЕВЕРНОМ МОРЕ ЕГО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ МОЛЛЮСК. В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРТЭТАЖ» ОТКРЫЛАСЬ АВТОРСКАЯ ВЫСТАВКА «ПОДВОДНЫЙ МИР», ПОКАЗЫВАЮЩАЯ СУРОВОЕ ВОЛШЕБСТВО ЯПОНСКОГО МОРЯ.
О том, как найти под водой фантастические образы и сколько может стоить фотография обитателей морского дна, рассказывает дайвинг-инструктор и фотограф Андрей ШПАТАК.
ОТ МОРЯ ДО БЕРЕГА
Работы Андрей Шпатака неоднократно выставлялись в дальневосточных галереях, завоёвывали высокие награды на престижных международных конкурсах России, Европы, Азии, США. О нём говорят как о большом художнике, который находит фантастические образы и цвета на планете Океан.
– Андрей Григорьевич, вы дайвер с ранних лет. К этому были особые склонности или способности?
– Всегда говорю, что мне повезло с местом рождения – это посёлок Рудная Пристань на берегу Японского моря. Того самого, что всегда привлекало дайверов и подводных фотографов со всего Советского Союза. И сегодня я принимаю своих друзей из разных уголков мира. Насмотревшись на мои фотографии, они приезжают, несмотря на дальние расстояния и холодное море.
Как-то сложилось само собой, что в школьные годы я уже занимался подводной охотой и подводным плаванием в клубе «Горгона», набираясь опыта у знаменитых местных дайверов. Страха не было! Настольной хрестоматией для меня и моих друзей стала книга англичанина Джеймса Олдриджа «Подводная охота». Сыграл свою роль инстинкт добытчика. Всё было просто – маска, трубка и ружьё, ты ищешь и находишь рыбу, находясь с ней примерно в равных условиях. Добыл – хорошо, нет – ныряй ещё раз. Было клёво, когда я приносил свежую рыбу на домашний стол, мама говорила: «Молодец, сынок». Не только рыбы, но и осьминоги были объектами охоты. Со временем это надоело. Но до главного жизненного увлечения прошло много времени. В 1977 году я стал профессиональным дайвером. И только в 1998-м произошло первое значимое погружение с цифровой фотокамерой в боксе.
– Почему случился такой разрыв?
– Сначала – учёба в ДВВИМУ, а потом наступил период зарабатывания денег, было не до творчества. Поработал в родном Дальнегорске на небольшом судне c оригинальным названием «Бор»: возил в Японию продукты химии, а обратно – японские подержанные автомобили. Пароходик напоминал новогоднюю ёлку, потому что со всех его бортов свешивались машины. И так продолжалось до 1998 года, потом пароходик продали, а я подался в большое плавание на большие пароходы. В 2003 году получил диплом капитана дальнего плавания, но не судьба – капитаном так и не стал. С тех пор я в основном на берегу.
ГЛАВНОЕ – УВИДЕТЬ КРАСОТУ
- Вернёмся к вашей стезе фотографа…
– Надо сказать, что обычной «надводной» фотографией я увлекался с детства, посещая фотокружок при Доме культуры. В 80-е годы, будучи во Владивостоке, ходил в клуб, которым руководил известный в крае фотохудожник Юрий Луганский. Потом началась перестройка, и в этот период я стал своим человеком в компании легендарного и концептуального «Чердака» у Михаила Павина. А первая персональная выставка случилась в Японии в 1989 году. Тогда я ходил в рейсы на пароходе «Пантелеймон Лепешинский». Прибыли в японский город Йокогама, где я зашёл в Japan Past Rays Galery. Показал владельцу галереи свои фотографии, он похвалил и попросил оставить. Вернувшись домой, нашёл материал о своей выставке в журнале. Одна фотография была продана, и я получил 10 тысяч иен, что было равно моей месячной зарплате.
– А как перешли к подводной фотографии?
– Я начинал с простейших подводных плёночных «мыльниц» типа «Канон» и «Эпикью» в 1996 году. Сначала была эйфория от первых картинок, от того, что я сделал это сам. Всё закончилось замечанием одного весьма уважаемого мэтра, оценившего моё творчество. Он сказал: «Продай одну из своих машин и купи себе нормальный фотоаппарат». Совет был услышан.
Приличный «Никонос-5» в комплекте с широкоугольной и макронасадками стоил тысячу долларов, по тем временам бешеные деньги. С хорошей техникой пришли и первые удачные кадры. Благодаря дайверу, другу из Казани, состоялась первая поездка на Красное море, в «рыбный суп» (так называют дайверы тропические моря), где удалось поймать в кадр яркие краски тамошних рыбок. Там встречаются диковинные виды акул – китовые, акулы-лисицы, молоты, длиннокрылые океанические. Я не на шутку увлёкся подводной макросъёмкой и осознал, что возможности «Никоноса» исчерпались. Теперь была нужна зеркальная фотокамера в боксе, и она появилась.
– Были ли у вас кумиры на этом пути?
– Большой мотивацией к более вдумчивому взгляду на мир Японского моря послужил фотоальбом знаменитого японского подводного фотографа Икиро Накамура Kamui of Ohotsk, подаренный мне его другом, японским дайвером и подводным фотографом из города Акита. Фотографии мастера позволили взглянуть на обычных жителей наших дальневосточных морей по-особенному и обозначить вехи, к которым стоит стремиться.
Занятие подводной макросъёмкой открыло для меня столько неизвестного, что просто диву даёшься. И за этим не обязательно плыть за семь морей, всё есть у нас – голожаберники, креветки, разновидности лисичек, камчатский и волосатый краб и великое множество рыб. Главное – увидеть красоту, ждать, когда море тебе их покажет.
– Посетители выставки восхищаются кадрами гигантских осьминогов и медуз. Насколько рискованно быть в компании с подобными существами?
– Да нет никакого особого риска, нужно создать условия, чтобы поймать в кадр гиганта. Иногда этому способствует кормёжка. К слову, наши местные осьминоги дайверов с фотокамерами не особенно боятся, чувствуя если не превосходство, то уверенность в своих силах. В отличие от их тропических собратьев, которые так и норовят побыстрее слинять от человека. А в целом подводные обитатели такие же, как люди, – агрессивные, спокойные, уравновешенные, любопытные. В отношении к ним во главу угла я ставлю уважение. Понимаете, какая штука: 90% людей воспринимают океан потребительски, как кладовую, чтобы туда залезть и что-то достать в виде пищи. Но если к морю относиться панибратски, оно накажет. И профессия моряка, и занятия подводной фотографией меня в этом убедили. Ещё я понял, что море не раскрывает сразу все тайны. В одной из последних серий фотографий – чудесная красная рыбка в зелёных водорослях, это морская лисичка. Последний раз её представители попадались мне лет шесть назад.
– Насколько глубоко приходится погружаться?
– Норма для дип-дайвера – 30–40 метров. В большинстве случаев глубина подразумевает цель. Так, мне удалось побывать в знаменитой Лагуне Трук в Федеральных Штатах Микронезии. Во время Второй мировой войны здесь произошло более 50 крупных кораблекрушений. Корабли остались нетронутыми, так как на них находились боеприпасы. Мы опускались на глубину около 50 метров, наблюдая, как творения человеческих рук постепенно обращаются в рифы.
ЗАГАДКИ ТЁМНОЙ ВОДЫ
– Героиня выставки – рыба, смотрящая прямо в глаза.
– Это японская мохнатоголовая собачка, обычная рыбка, обитающая в наших северных морях. Обычно у неё глаза вращаются по кругу, но мне удалось поймать её в норе, когда не было необходимости оглядываться назад (улыбается).
– А каракатица на чёрном фоне?
– Для меня огромный драйв снимать ночью, когда с поверхностью связывает лишь верёвка, на которой крепятся три мощных фонаря. Один из удачных снимков – гигантской медузы цианеи, это наша местная достопримечательность. Чёрная вода приносит новые открытия, напрочь срывающие голову. Тёмная вода открыла мне красоту наших медуз, которую немногие видят и понимают.
– И это несмотря на то, что жалят?
– Я же в защитном снаряжении нахожусь. То ли было дело в юности, когда в 80-е годы нырял за гребешком в Амурский залив, где прошёл сквозь строй жалящих медуз, только через сутки пришёл в себя.
– Ваша ближайшая цель или мечта?
– Побывать на Белом море, где обитает уникальный голожаберный моллюск флабеллина поляриметра. Её пища – полип тубулярия индивида, мне он чем-то напоминает цветок, который изображён в анимационном клипе альбома Pink Floyd «The Wall». И вокруг ещё так много мест, куда никто никогда не погружался, и что там ждёт, неизвестно.
Досье:
Андрей Григорьевич Шпатак
В 1977 г. получил удостоверение «Пловца-подводника СССР»
Первая персональная фотовыставка прошла в 1989 году в галерее Past Rays Gallery в японской Йокогаме.
Победитель фотоконкурса «Золотой Дельфин».
Участвовал в чемпионатах мира по подводной фотографии – Южная Корея, Филиппины, Индонезии. Получил Гран-при в фотоконкурсе Майами (США), занимал призовые местав фотоконкурсах Хорватии, России.
В 2020 году его снимок японской мохнатоголовой собачки попал в итоговый альбом престижного международного конкурса Лондонского Музея естествознания.
Всего совершено более 5000 погружений
90% людей воспринимают океан потребительски, как кладовую, чтобы туда залезть и что-то достать в виде пищи. Но если к морю относиться панибратски, оно накажет.