Примерное время чтения: 6 минут
341

Перейти через мост вечности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Приморье № 17 28/04/2021
Диалог со зрителем продолжается.
Диалог со зрителем продолжается. / Фото Вероники Стахеевой. / АиФ

Чем цепляет зрителя абстракционизм?

ВЫСТАВКА ПАМЯТИ ИЗВЕСТНОГО ПРИМОРСКОГО ХУДОЖНИКА ГЕННАДИЯ ОМЕЛЬЧЕНКО «В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ ИСТИНЫ» РАБОТАЕТ В ГАЛЕРЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРКА». ВЕРНИСАЖ ПЛАНИРОВАЛСЯ КАК ЮБИЛЕЙНЫЙ, А ПОЛУЧИЛСЯ ПРОЩАЛЬНЫМ. 5 МАЯ АВТОРУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 85 ЛЕТ. И ЭТО ВЫСТАВКА СТАЛА БОЛЬШИМ КУЛЬТУРНЫМ СОБЫТИЕМ ЭТОЙ ВЕСНЫ ДЛЯ ВСЕГО ПРИМОРСКОГО КРАЯ.

ОТ РЕПИНА ДО ПИКАССО

Но многие зрители находятся только на пути знакомства с творчеством мощного художника-бунтаря, непостоянного и жизнелюбивого героя, который шёл от реализма к противоположным ему стилям и течениям.

Несмотря на противоречия, которыми каждый проектом удивлял Геннадий Омельченко, его любит и пытается понять простой зритель, а искусствоведы с удовольствием исследуют его непохожие друг на друга работы разных периодов творчества. Картины художника выставлялись по всему миру – во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Москве, Токио, США.

Геннадия Алексеевича называли патриархом приморского авангарда. Первым учителем был отец, последователь репинской школы, затем во Владивостокском художественном училище его наставлял на пути истинный великий Кирилл Иванович Шебеко. Казалось, Омельченко обречён самой судьбой стать реалистом. Но вдруг молодой художник начинает заниматься самообразованием. Об этом рассказала в своём исследовании представитель молодого поколения искусствоведов Адель Ким.

«Он познакомился с дореволюционным изданием «Истории искусств всех времён и народов» Карла Вёрмана, – написала она. – В этой книге немецкий искусствовед нелестно отзывался о признанных столпах русской реалистической живописи – Репине, Айвазовском, Врубеле, чем поставил под вопрос нерушимую, казалось бы, иерархию изобразительного искусства, принятую в советской образовательной системе. Омельченко заинтересовался альтернативными художественными направлениями XX века, что стало источником его последующих экспериментов».

 – Художник – это, прежде всего, мировоззрение, – говорил Геннадий Омельченко. – Искусство неуловимо. Оно всё время движется, вибрирует, находится на грани.

И ещё любил цитировать слова Ольги Розановой: «Нет ничего в мире ужаснее неизменного Лика Художника».

В экспозиции выставки охвачен огромный период творчества. От его «Медсестёр» 1970 года до «Моста» – одного из последних полотен. Дотошные критики разобрались во всех поворотных моментах – как он художник сознательно шёл от реализма к символизму, затем к абстракционизму, написали об особенной и обособленной образности и символике его картин. Адель Ким отметила, что Омельченко был художником чистых цветов – жёлтого, синего и красного, но всегда искал гармонию между тончайшими оттенками.

 – Например, в линогравюрах, датирующихся 1960–1970 гг., не найти одинаковых сочетаний синего и красного, – приводит в пример удивительный факт искусствовед.

Адель Ким замечает на полотнах художника каждую завитушку, говорит об излюбленном образе художника 80-х – кроватях, которые превращаются то в летательные аппараты, то в самолёты-поезда, и населены они «однокрылыми ангелами, детьми, птицами, оседлавшими жёрдочки спинок обезличенными персонажами с пустым взглядом». Сам художник признавался, что ему близок французский импрессионизм, кубисты и футуристы. Ренуар, Пикассо, Модильяни. И, кроме того, идеи концептуализма.

ЕМУ БЫ ПОДОШЛА БУДЁНОВКА

Искусствовед Ольга Зотова обращает внимание на ранние работы художника – эстампы, цветную печать. Говорит, что они удивительны, ведь в них – отражение жизни. Ещё две картины времён расцвета соцреализма – «Медсёстры» и «В мастерской художника». Первая была случайно обнаружена и разгадана женой Геннадия Алексеевича.

 – Уставшие лица, тяжёлый труд медработников, которые меня спасли, когда я рожала ребёнка, – рассказывает Лидия Омельченко. – Они носили раньше накрахмаленные колпаки, такие же, как изображены на картине.

Они прожили вместе более 50 лет, родились внуки, правнуки. Муж настолько увлёк жену своим творчеством, что та в солидном возрасте взялась за кисть и краски. Он говорил ей: для того чтобы стать великим, нужно исполнить 14 заповедей, а он дотягивал лишь до 12.

 – Он шёл за тем, что его влекло, – считает Ольга Зотова. – Это форма, цвет, ощущение. И когда человек приходит в зал, он чувствует эту энергию. Он когда-нибудь научается понимать, что это искусство.

– Думаю, что неслучайно в центре выставки – яркая и насыщенная цветом картина «Диско», – делится посетитель Иван Рыжов. – Я не критик, но мне напоминает это поп-арт, подобные полотна я видел в знаменитых германских галереях современного искусства. И это говорит о высоком уровне мастерства приморского художника.

«Омельченко – авангардист, если не сказать революционер, по складу характера, по убеждениям, по составу крови, наконец. Ему бы подошла будёновка с красной конструктивистской звездой», – написал об авторе выставки арт-критик Александр Лобычев.

«Прирождённый бунтарь» был склонен к философским размышлениям о человеке и обществе, о религии, экологии. На выставке представлена работа «Радуга над городом», где сам город пребывает в полумраке, застывший урбанистический организм, окружённый абстрактными «завитушками» и решётками.

 – Абстракцию Омельченко можно назвать обманчивой, – поясняет искусствовед Адель Ким. – Пейзажи (море, солнце и луна, город), человек (тело и лицо), животные и птицы обретают у него всё более обобщённые черты.

Александр Лобычев назвал картины Геннадия Омельченко «сплавом интеллекта, живописи, музыки и человеческих чувств, способным притянуть и глубоко задеть зрителя, даже если он не находит этому логического объяснения».

Знаковой для этой экспозиции стало полотно под названием «Мост», датированное 2015 годом. Как пояснила жена художника, это некий символ перехода другой мир, от реки времени к реке вечности. Стоит добавить, художник оставил огромное наследиеэто тысячи, даже десятки тысяч картин.

– Большой человек, большой художник. И мы должны сделать всё, чтобы он получил достойную оценку, – акцентирует доктор искусствоведения Приморской картинной галереи Наталья Левданская. – Его неиссякаемому интересу к жизни может позавидовать любой юноша. Зритель почувствует, насколько украшает и наполняет смыслом жизнь человека увлечение искусством, как искусство помогает подняться над обыденностью, так легко подрезающей нам крылья!

Кстати

Геннадий Омельченко – почётный житель Находки, заслуженный работник культуры РФ, председатель Находкинского отделения Союз художников России.

Удивительный факт – в линогравюрах 1960–1970 гг. не найти одинаковых сочетаний синего и красного.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах