Примерное время чтения: 7 минут
234

По струнам души. Почему заниматься музыкой может не каждый?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Приморье № 18 03/05/2023
Перед теми, кто понял, что музыка – это, прежде всего труд, открыты все дороги.
Перед теми, кто понял, что музыка – это, прежде всего труд, открыты все дороги. / Игорь Харитонов / Из личного архивa

Стать настоящим артистом сцены – достаточно трудоёмкий и долгий процесс. Многие дети, которые приходят заниматься музыкой, считают, что добиться успеха мировых звёзд достаточно просто, однако так ли это?

Почему многие дети и подростки приходят заниматься музыкой, но спустя 2-3 занятия уходят и не возвращаются к этому никогда? Кто виноват в том, что мотивация заниматься музыкой проходит, а огонь в душе гаснет? На эти и другие вопросы ответила педагог по вокалу Ольга Прокаева.

На пути к творчеству

Елизавета Перешиткина, vl.aif.ru: Ольга, расскажите, как начинался ваш путь в музыке?

Ольга Прокаева: В возрасте трёх лет мама привела меня заниматься в хоровую детскую школу в Находке. Даже в таком маленьком возрасте мне нравилось петь песни, слушать, как мама играет на фортепиано, коммуницирует со мной через музыку.

Изначально я занималась народным вокалом, но путём проб и ошибок пришла к тому, что раскрыть свой внутренний потенциал могу лишь через эстрадное искусство. Эстрадный вокал подразумевает в себе не только исполнение известной или не очень песни, но и перевоплощение в определённый образ. Артист выступает одновременно и в роли исполнителя, и как режиссёр-постановщик, ведь главная задача – сделать шикарное шоу.

– А семья у вас вообще музыкальная? Кто помимо вас занимается творчеством?

– На самом деле, нет. Из близких родственников только мама. Она, кстати, работает педагогом по игре на фортепиано в городской хоровой школе. По всей видимости, я пошла в неё. Хотя моя сестра тоже пыталась заниматься музыкой, но связала свою жизнь совершенно с другим.

– Расскажите, как строился процесс обучения, когда вы находились в роли ученика?

– Раньше во всех музыкальных школах была единая программа обучения – 7 лет. Сейчас же некоторые внедряют 5-летнее и 3-летнее обучение. Как по мне, чем меньше срок практики, тем хуже результат. Я попала в тот период, когда обучение продолжалось 7 лет.

С 1 класса общеобразовательной школы и до 8-го я каждый день после уроков ходила и занималась музыкой. На самом деле, предметов в музыкальной школе достаточно много, большую часть из них мы изучали по книгам. Как и в любом процессе преподавания ты сначала изучаешь теорию, а после оттачиваешь полученные знания на практике. В процессе обучения ребёнок научится понимать нотную грамоту, сможет развить слух, а также поймёт, как строится музыка, песня.

Но всё время обучения я с большим удовольствие впитывала знания, мне это нравилось. Я летела на занятия, как птичка.

– А применялись ли какие-нибудь необычные способы подачи информации? Фишки?

– Да, конечно, это же творческий процесс. Вообще нестандартный подход должен сохраняться на протяжении всего обучения, но особое внимание необходимо уделить маленьким деткам в возрасте от 4-х до 10 лет.

Здесь для обучения можно подключить ассоциативные игры, карточки, то есть маленьким детям любовь к музыке прививается через игру. Им не интересны тонны конспектов. С подростками уже обучение строится совсем по-другому. Наверное, здесь большую роль играют доверительные отношения между педагогом и учеником – если он доверяет тебе какую-то часть жизни, то может смело идти за тобой в мир музыки.

У меня был замечательный учитель Ольга Викторовна Боголюбова. Она для меня – пример непревзойдённого учителя, наставника, педагога по фортепиано. Человека, который любит своё дело, полностью в него погружается и передаёт ценные знания другим поколениям. Первым педагогом по вокалу была Бакшеева Светлана Васильевна.

Удел немногих

– Сейчас вы уже преподаватель. Много детей приходят заниматься музыкой и вокалом?

– Приходят не только дети, подростки, но и взрослые. В настоящее время я работаю исключительно с детьми. Моя многолетняя вожатская практика показала, что младший возраст для меня – лучшее время, когда при помощи обычных инструментов можешь привить ребёнку любовь к прекрасному.

У малышей, будем их так называть, ещё не сформирован голосовой аппарат. И они всегда так искренне радуются, когда у них получается пропеть ноту либо сыграть композицию. Видишь их горящие глаза и хочется ещё больше вкладываться в эту работу, делаешь всё, чтобы на занятия дети приходили с удовольствием, а не на каторгу.

– А сколько из них остаются?

– Достаточно немного, остаются лишь единицы. Мне кажется, что они на подсознательном уровне понимают, что это будет долгий, но интересный процесс.

– А почему дети бросают заниматься? На это есть какие-то веские причины?

– Да, конечно. Вообще большинство приходит с одним запросом: «хотим классно петь», но это так не работает. На первых же занятиях я даю понять – либо мы серьёзно занимаемся музыкой и вокалом, то есть учим нотную, познаём строение своего голосового аппарата, учимся, как брать верхние или нижние ноты, либо мы расстаёмся.

Приходят и самородки – те, кому от природы дан голос, музыкальный слух, но и здесь работа строится уже совершенно по-другому.

Кстати, в этом процессе немаловажную роль играют и родители ребёнка. Например, после 3-месячного обучения родители тоже могу прийти и спросить: «А почему ребёнок так плохо поёт?» и здесь очень сложно объяснить, что за это время вы изучили частичку теории.

Получается у тех, кто понимает, что это будет долгий, но интересный процесс.

Родители и дети хотят, чтобы всё произошло сразу – пришёл, услышал, запел. Но так не бывает. Нужен системный подход. То есть одного занятия в классе не хватает, нужно ежедневно тренироваться дома.

Помимо прочего, я заметила небольшую закономерность. Когда на занятиях с ребёнком ты его хвалишь, говоришь, что у тебя очень хорошо получается, потому что ты реально можешь отследить прогресс, а при попытке исполнить что-то при родителях, те говорят, что ты плохо поёшь и ничему не научился. Так делать категорически нельзя! Нужно своего ребёнка поддерживать, подбадривать.

Как мотивировать ребёнка?

– Хорошо. Как преподаватель может помочь в этой ситуации?

– Учитель должен чётко понимать, что в детей, будущих артистов, нужно вкладываться. Помимо прочего, педагог обязан заинтересовать ребёнка. Также нужно найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.

В своей практике мы с детьми рисуем, смотрим смешные музыкальные видео, учимся отбивать ритм подручными средствами – лишь малость из того, что я использую.

А вообще, главное, осознать, что ты хочешь и тебе нравится работать именно с детьми.

Юные исполнители очень внимательны к советам педагогов.
– Чем можно мотивировать, чтобы детище занималось музыкой?

– Я всегда мотивирую сценой. Когда ты выходишь на сценическую площадку, на тебя светят софиты, играет любимая музыка и ты поёшь, то забываешь обо всём. Ты живёшь адреналином, который вырабатывается внутри тебя. А после того, как выступление заканчиваешь, то испытываешь всепоглощающее чувство счастья.

– Что бы вы могли посоветовать ребёнку, который хочет заниматься музыкой?

– Необходимо осознать и принять тот факт, что всё придёт, но не сразу. Кропотливый труд, упорство, стремление научиться чему-то новому – фундамент для дальнейшей работы.

Помимо прочего, важно выбрать «свою» музыкальную школу или педагога, чтобы в будущем без стеснения задавать вопросы. Вы должны чётко понимать, что в этом месте вы находитесь в безопасности, никто и ничего не навредит вам и вашим голосовым связкам.

ДОСЬЕ

Ольга ПРОКАЕВА

■ Педагог по вокалу.

■ Окончила Приморский краевой колледж искусств по направлению «Эстрадно-джазовый вокал». Лауреат городских, краевых, всероссийских и международных конкурсов.

■ В настоящее время преподает эстрадно-джазовый вокал сама. С детьми работает 6 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах