Примерное время чтения: 5 минут
367

Под пятой у мамы: режиссёр Вадим Данцигер представит краю новый шедевр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ Приморья № 51 20/12/2017
Мир отношений людей сложен, как бесконечная Вселенная.
Мир отношений людей сложен, как бесконечная Вселенная. АиФ

Его спектакли, поставленные на сцене Приморского академического театра имени Горького («Один день из жизни Мордасова», «Женитьба», «Заповедные дали», «Эдит и её демоны»), всегда идут при полном зале и отмечаются театроведами. Новая постановка Вадима Иосифовича - спектакль «Васса» - буквально заинтриговала зрителя.

Две истории

Ещё весной, рассказывая о планах на грядущий сезон, главреж театра Ефим Звеняцкий сказал: «И наконец-то мы, театр имени Горького, покажем публике пьесу Горького. Их давно не было в репертуаре. Поставит спектакль Вадим Данцигер».

Публика гадала, какую именно из пьес возьмёт Вадим Иосифович, но мало кто мог предположить, что он обратится к «Вассе Железновой», и не просто ко всем известной редакции 1935 г., а к первой, малоизвестной, написанной Горьким в 1910 г.

Да, мало кто из учившихся в советской школе знает, что тогда он написал пьесу «Васса Железнова», в которой рассказывал о трагедии в семье зажиточной «бизнес-вумен», как сказали бы сегодня, а тогда - купчихи Вассы Петровны Железновой. Пьеса прошлась по театрам России и была востребована. А в 1935 г. он фактически переписал пьесу заново, создав совершенно новый сюжет, добавив героев и значительно изменив само направление «Вассы Железновой». Во второй редакции появилась линия политическая - невестка Вассы - революционерка Рашель, и линия социально-обличающая: всё та же Рашель буквально пришпиливает Вассу и её семью к позорному столбу, бичуя разврат и разложение «русского капитализма». Вторую редакцию ставили в театрах СССР намного чаще, по ней снял великолепный фильм Глеб Панфилов - с Инной Чуриковой в главной роли.

- Именно поэтому я и обратился к первой редакции, - говорит Вадим ДАНЦИГЕР, - что в ней речь идет именно о семейных ценностях. Это мне намного интереснее.

Живёт в своём доме на Волге деловая женщина Васса Железнова (актриса Светлана Салахутдинова). После смерти мужа дело ведёт, мечтая, как передаст его в надёжные сильные руки. Да вот беда - нет таких рук. Сыновья Вассы выросли слабыми, непутёвыми. один - Павел - психически не совсем нормальный (актёр Константин Суворин), второй - Семён (актёр Сергей Лисинчук) - подкаблучник да мямля, под властью жены своей живёт (актриса Марина Волкова). И оба о наследстве мечтают.

- Основные темы спектакля просты, - говорит Вадим Данцигер. - Есть такое выражение «цель оправдывает средства», так вот Васса живёт под этим девизом, он заменил ей и мораль, и даже в каком-то смысле религию. Мы с актёрами в спектакле исследуем тот звериный, первобытный закон, когда ради выживания племени сильный убивал слабого. Ведь поступки Вассы именно таковы, она избавляется от своих слабых детей в пользу более - потенциально - сильных внуков, она оставляет вокруг себя дочь Анну (актриса Александра Аубекерова) и невестку Людмилу (актриса Валерия Запорожец), практически устранив своих сыновей. А продиктованы её поступки желанием продлить род, отдать дело своё в действительно сильные руки.

Жутковатое семейство

Васса - хранительница рода, они с мужем своё большое дело, капиталы свои по копеечке набирали, чем только не занимались, даже ростовщичеством. И вот теперь, когда дело пошло в рост, когда замаячили перспективы, выясняется, что после Вассы и отдать-то его некому? Как же так? Нужно найти тех, кто сможет вести и дом, и дело такой же твёрдой рукой, как это делала Васса. Она избавляет себя от понятия совести, отказывается от него, живёт по разуму. Страдает ли она, приняв такое решение и следуя ему? Безусловно! Вообще, на мой взгляд, в этом спектакле, в пьесе нет ни одного положительного персонажа, но при всём этом каждого из них мне жалко.

Жутковатое это семейство - Железновы. Здесь никто никого не любит. Но каждый, вот что удивительно, мечтает о любви. Только вот откуда ей взяться в таком мире, где все застят мерцающие на горизонте большие деньги? Вот и рвут члены семьи друг у друга из глотки то самое наследство, делят шкуру неубитого медведя, всё больше и больше убивая собственные души во время этого дележа.

- Понимаете, они живут по принципу «закон, мешающий продолжению рода, не закон», - говорит Вадим Данцигер. - Боятся они бога? Да. Но это не мешает им поступать в разрез с его заповедями. И это нам, в зале, легко судить каждого из персонажей, мол, ах, как он плох… Я же надеюсь, что кроме осуждения у зрителей возникнет множество других чувств и эмоций - от сострадания до понимания того факта, что все реалии, которые есть на сцене, отнюдь не «быт и нравы позапрошлого века», что так сегодня живут многие семьи, где забыли о нравственности. Когда мы актёрами ещё во время читок разбирали каждого персонажа, артисты удивлялись тому, как легко им понять своего персонажа. А удивляться нечему: Горький - великий драматург, и то, что его сделали «революционным трибуном», сработало против его творчества, отбив у тысяч людей желание читать его произведения. А они, между прочим, великолепны! Надеюсь, мы сможем на сцене показать всю силу и мощь таланта этого русского писателя и драматурга.

КСТАТИ

Премьера спектакля «Васса» пройдёт в театре имени Горького 22 и 23 декабря.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах