Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Примерное время чтения: 5 минут
53

Праздник с музыкой! 70-летний юбилей художника Александра Арсененко

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. "АиФ-Приморье" №49 03/12/2025
Скромное обаяние Александра Арсеньева.
Скромное обаяние Александра Арсеньева. / Антон Новгородов / АиФ-Приморье

Александр Арсененко – известный живописец, график, сценограф, театральный художник. Одна из выставок – «Здесь был АРС», – посвящённая творчеству мастера, прошла в Приморском отделении Союза художников, вторая – продолжает работать в галерее современного искусства «АртЭтаж».

Театр – жизнь!

Участник российских и зарубежных выставок, лауреат престижных премий, родной человек для капризной театральной среды – сумел создать неповторимый стиль, став ярким представителем дальневосточного искусства.

Александр Арсененко родился в семье военного в городе Белогорске Амурской области, откуда уехал с родителями в пятилетнем возрасте, жил в Москве, Германии, Уссурийске. Мама заботилась о культурном развитии сыновей, поэтому для маленького Саши театры, Третьяковка, Русский музей стали вторым домом. «А в Германии что ни город, то музей», – шутит художник.

«Вначале пошёл по пути отца, поступив в Уссурийское военное автомобильное училище, откуда выгнали за недисциплинированность. Потом был строительный техникум, где я дошёл до преддипломной практики. Понял, что снова не моё, отслужил армию, вернулся и поступил на театральное отделение художественного училища Владивостока. Никто моему выбору не удивился, правда, родители немного огорчились», – рассказывает Александр Леонидович.

Главный режиссёр театра имени Горького Ефим Табачников вначале стал молодому человеку наставником, он много рассказывал ученику жизненных историй, вдохновляя на необычные идеи. Первым и дипломным спектаклем выпускника училища Александра Арсененко стала американская пьеса «Игра в джин». Среди однокурсников он был единственным, кто защитился «живой» постановкой, а не просто эскизами.

Ярким воспоминанием о «Горьковском» периоде стала работа над грандиозным спектаклем «Разгром» по пьесе Фадеева.

«Режиссёр решил на сцене театра декорацию-сопку соорудить. Актёры по ней карабкались, скатывались. Так я усвоил принципы динамической сценографии, когда декорации становятся одним из участников действия. Это оказывает сильнейшее эмоциональное влияние», – вспоминает юбиляр.

Потом были десятки разнообразных спектаклей – от волшебных сказок до классических комедий и драм, до экспериментальных постановок в авангардном стиле. Он создал множество изумительных эскизов театральных костюмов, интереснейших макетов сценических декораций. В драматическом театре ТОФ, театре молодёжи, театре имени Горького – везде считают его своим человеком. За оформление сказки «Волшебник Изумрудного города» получил премию им. Андрея Присяжнюка «За лучшую сценографию».

«Творческий путь художника, в фамилии которого настойчиво звучит театральное владивостокское “АРС”, во многом предопределён театром. В создании художественного образа важным композиционным приёмом становится “театральная мизансцена, которая может раскрыться в пределах одного холста”. Художник нашёл свой путь, создал узнаваемый язык, попадал в круг, очерченный арт-критиком Александром Лобычевым как Дальневосточное искусство России», – отметила на вернисаже выставки в Приморском отделении Союза художников замдиректора Приморской картинной галереи Светлана Руснак. По итогам юбилейного проекта выпущен красочный каталог.

От коровы Зорьки до бунта авангардистов

Но театр для Арсененко – пусть главная, но не единственная ипостась. За его плечами – множество персональных выставок живописи и графики. Ему интересны пейзажи и натюрморты, реальные люди и мифические образы, библейские сюжеты и бытовые сценки, наполненные одновременно иронией и грустью.

«Однажды листал наброски к спектаклю, решил перевести образ короля Лира в графику. У меня в творчестве всё взаимосвязано: бывает, сценография переходит в картины, графические работы – в живописные и так далее», – объясняет художник.

Александр Леонидович – значимый представитель приморского авангарда. Он вспоминает то время, когда «мэтры соцреализма позволили организовывать молодёжные выставки»: «Раньше и в мысли не приходило, чтобы картины авангардного направления принести в Союз художников. Страшно порог было переступить!» Именно из этого бунтарства выросли художники, которые сегодня достойно представляют дальневосточное искусство. Тогда создавались группы «Владивосток», «Штиль», галерея «Артэтаж».

Музыка по-приморски.
Музыка по-приморски. Фото: АиФ-Приморье/ Антон Новгородов

В 2010-х годах Александр Арсененко много путешествует. Особенно запомнилась поездка по гранту в США по пяти городам: Лос-Анджелес, Вашингтон, Нью-Йорк, Санта-Фе, Пенсакола. Участвовал в зарубежных выставках – в Китае, Южной Корее. Не чурался работы в приморской глубинке. 

«Как-то отправили в Покровку, где нужно было запечатлеть на доске почёта корову-рекордсменку Зорьку. Нарисовал по памяти. Ан нет! Доярка Марья Ивановна встала на пути. Мол, не наша это Зорька, нет пятна на лбу, и выражение лица не то. Пришлось идти в хлев, рисовать рекордсменку с натуры», – улыбается собеседник.

Второй проект в честь юбилея художника в «АртЭтаже» решили назвать «Музыка», и это ещё одна ипостась его неповторимого стиля, воплощение  образов звучания, мотивов танца и движения.

«C начала 1980-х на фоне общего рок-меломанства мы с Александром Арсененко обменивались музыкальными новостями и предпочитали слушать The Temptations — “Papa Was A Rolling Stone”. Так находили общие увлечения и симпатии в музыке и в изобразительном искусстве. Мастерская Александра всегда наполнена впечатляющими картинами и арт-объектами: портретами близких, прибрежными пейзажами, сценами с добрыми ангелами и, конечно, музыкантами. И его выставки – это не просто вернисаж: всегда получается настоящий праздник с музыкой», – написал в рецензии арт-директор «АртЭтажа», друг художника Александр Городний.

Действительно, в творчестве художника прослеживаются параллели с музыкой, точнее – с русским роком. Известно, что он подарил свою картину «Волки да вороны» Борису Гребенщикову (признан иноагентом), когда тот пел под окнами мастерской на Миллионке.

– Бывает, что нет вдохновения? – спрашиваю у художника.

– Тогда грунтую холсты, делаю подрамники. Знаю, что момент творчества непременно настанет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах