Примерное время чтения: 6 минут
117

Про любовь! Театр имени Горького готовит грандиозную премьеру

№14. "АиФ-Приморье" №14 03/04/2024
Спектакль не оставит равнодушным никого.
Спектакль не оставит равнодушным никого. / Катерина Купера / личный архив

27 марта в Приморье отметили Всемирный день театра. Накануне профессионального праздника служителей Мельпомены журналистов пригласили на необычную репетицию. В конце мая в Приморском академическом краевом драматическом театре имени Горького состоится премьера – «Не Сильва, не оперетта» (16+). Такое отрицание в названии интригует, хотя в основе постановки – блистательное и очень известное сочинение венгерского композитора Имре Кальмана «Королева чардаша» (16+). Создатели спектакля поставили задачу – выйти за рамки классического жанра.

Имя номер один

История оперетты Кальмана триумфальная: «Королева чардаша» обошла все лучшие сцены мира – от Вены до Бродвея. Так, в столице Австрии она выдержала 2000 постановок, а в Берлине спектакль шёл ежедневно в течение двух лет. Огромную популярность оперетта снискала и в России. Успеху не помешала даже Октябрьская революция, правда, пришлось изменить имена некоторых героев, а также променять буржуазную Венгрию на дружественную Румынию.

Оперетта имела несколько вариантов названий – «Цыганская принцесса», «Княгиня чардаша», «Да здравствует любовь!», череда постановок «Сильва» за много десятилетий прокатилась по всем подмосткам Советского Союза – от Петербурга до Сибири и Дальнего Востока. Пишут, что в нашем регионе рекордсменом по оперетте стал Хабаровск. Сильва – сегодня имя номер один в этом жанре.

Классический сюжет на сцене обретает новые формы.
Классический сюжет на сцене обретает новые формы. Фото: личный архив/ Катерина Купера

Первый раз оперетта воплотилась на экране в 1944 году в чёрно-белом фильме, где блистала оперная дива Зоя Смирнова-Немирович. Мировая премьера Кальмана в кино подверглась критике, зато сам композитор остался доволен и воспринимал кинопремьеру как символ грядущей свободы от фашизма. Мы знаем советские фильмы 70-х, 80-х годов. Бескомпромиссные эксперименты от 90-х годов до наших дней. Казалось бы, оперетта должна была давно сойти с пьедестала? Но нет! И новые поколения зрителей вслед за героями Кальмана подпевают – «Без женщин жить нельзя на свете, нет!», причём мотив сам собой складывается в голове.

Театр жив!

«Вы не поверите – я ставлю спектакль про любовь. Правда неожиданно?!» – сыронизировал в самом начале репетиции художественный руководитель театра, народный артист России, лауреат премии «Золотая маска» Ефим Звеняцкий.

На сцене – импровизированный зрительный зал, где кресла накрыты материей. Это такая старая театральная традиция, говорит режиссёр. В зале появляются девушки из балета  и главная героиня, звезда варьете Будапешта – Сильва (Валерия Запорожец). 

Звучит музыка, далёкая от плавных вальсовых опереточных ритмов. Микс джаза, рока, модерна – всё это плоды творчества известного московского аранжировщика Геннадия Привалова. На основе Кальмана им создано очень много композиций – в разных стилях и жанрах, и порой это далёкий уход от классики. 

Слаженный дерзкий номер внезапно обрывается – Сильва не хочет танцевать, потому что её возлюбленный Эдвин (Евгений Сидоров) не пришёл на выступление и нет ему прощения.

Это самый масштабный и дорогой спектакль не только сезона, но и нескольких последних лет. Декорации к постановке готовились около года, сшито 700 роскошных костюмов, ведь речь идёт об артистической среде, полной блеска. Вокалисты, хореографы, балетмейстеры, фехтовальщики – команды лучших педагогов из столицы отрабатывают каждую деталь постановки уже третий месяц. Танцует не только балет, но и актёры, а поют в Горьковке – все. Это далеко не первый музыкальный спектакль театра, есть и «Ханума» – комедия с долгой сценической историей, «В джазе только девушки», в 90-е годы Ефим Звеняцкий ставил оперы «Травиата» и «Риголетто». Но именно «Не Сильва, не оперетта» во многом задумана как новаторская.

«Сюжет Кальмана фантастический, но мы решили выйти за классические рамки жанра, – отмечает режиссёр. – Здесь, на сцене, и бал, и банк, и теннисный корт. Звучит джаз, отбивают чечётку. Сцена с веерами, шпагами и манекенами… и музыкант на барабанах, открывающий второй акт. Чем дальше, тем всё больше сюрпризов. При этом не потеряли самые лучшие хиты Кальмана из «Королевы чардаша».

В центре событий – любовный четырёхугольник: певица варьете Сильва и аристократ Эдвин, граф Бони и графиня Стаси. Героям предстоит пройти много испытаний и преодолеть сеть интриг, чтобы счастье стало возможным. От трагедии социального неравенства – к двойной свадьбе.

«Моя героиня осталась прежней – те же чувства, та же любовная история, – рассказывает актриса театра Валерия Запорожец. – Принципиальная разница между опереттой и спектаклем в музыкальном оформлении, где звучат рок и джаз. Это первый мой спектакль с поющей главной героиней».

Не осталась в стороне и прима театра с отличительным вокалом – Наталья Овчинникова, она перевоплотилась в княгиню Цецилию – бывшую актрису, вышедшую замуж за богатого человека. Вторую влюблённую пару – графа Бони и графиню Стасси – играют Денис Неделько и Яна Мялк.

«Мы все работаем как единый организм, на каждом лежит большая ответственность. Репетиции не прекращаются», – делятся участники массовых сцен. 

«Спектакль – бурлесковое шоу, синоним ощущения полноты жизни. Почему «Не Сильва»? Скорее, это стремление отойти от хрестоматийности, не поддаваться штампам, внести свои нотки в знакомый сюжет. Главная мысль – нужно радоваться жизни каждую минуту»! – говорит актёр театра Сергей Гончаров.

В завершение репетиции худрук театра припомнил, как режиссёр Михаил Ромм когда-то предрекал скорейшую гибель театра в расцвет эпохи кино. Дословно – «театр должен был погибнуть со дня на день».

«Но великий Ромм ошибся – спектакли собирают аншлаги, и театр всё время возрождается. И я всегда с волнением жду зрителя. Наш, приморский зритель – единственный, и нет другого такого. И знаете, его перестали удивлять западные антрепризы, люди хотят прийти в свой театр, на своих артистов. Ну, конечно, иногда увидеть и столичных звёзд».  

Премьера спектакля «Не Сильва, не оперетта» состоится 31 мая и 1 и 2 июня.

КСТАТИ
Сегодня в Горьковке репетируют спектакль «Гений должен жить» (16+), его ставят молодые режиссёры из Москвы – Марина Ведякина и Максим Иванов. Будут сыграны две пьесы по пушкинским «Маленьким трагедиям» – «Моцарт и Сальери» и «Дон Жуан». Премьера состоится 6 и 7 июля. Будет и продолжение полюбившейся зрителям комедии «А.Пэ.Че». А на следующий сезон запланирован «Маскарад» Лермонтова. Всего в действующем репертуаре театра 28 спектаклей.

 

Под фото 2: Классический сюжет на сцене обретает новые формы.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах