Примерное время чтения: 4 минуты
110

Прорваться к зрителю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Приморье № 37 14/09/2022
Арсеньев – учёный, гений, сложный человек…
Арсеньев – учёный, гений, сложный человек… / Алексей Воронин / Из личного архивa

Спектакль-читка «Арсеньев. Расхищению не подлежит» открывает 90-й сезон Приморского академического драматического театра имени Горького. История, раскрывающая самые значительные эпизоды жизни Владимира Арсеньева, наполненные любовью, подвигом, трагедией, преодолением.

Сплав искусств

Железный занавес – то, что привлечёт внимательного зрителя с первых минут спектакля. В нём – множество смыслов и символов, они и о стране, и о человеке, который стал великим исследователем и учёным, выбравшим своей судьбой Владивосток, пойдя по тропам неизведанного Уссурийского края. По железному занавесу поднимаются актёры.

– Всё всерьёз, – говорит во время репетиции художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. – Не наигрывайте. Походы… они же губили его здоровье!

Одна из драматичных сцен рассказывает об экспедиции через Сихотэ-Алинь 1906 года. Задача создателей спектакля – через факты, путевые заметки, диалоги героев показать огромный эмоциональный накал события. Когда в походах не загораются даже сухие спички, лодки с провиантом переворачиваются в горных реках, голодовке не видно конца.

На названии пьесы настоял Ефим Звеняцкий, говоря об ответственном отношении к наследию Арсеньева.

Ответственный за музыкальное оформление Павел Шостак делает громче фонограмму, и прорваться к зрителю становится особенно нелегко. Нужно докричаться, но не сорвать голос перед премьерой. Проявить арсеньевские стойкость, мужество, выдержку.

Пьеса «Арсеньев. Расхищению не подлежит» написана по оригинальному сценарию специально для театра Горького драматургом Еленой Исаевой. Действие начинается со сцены допроса его второй жены, Маргариты Николаевны (по спектаклю – Риты). Конец 30-х годов прошлого века – разгар репрессий в Советском Союзе. Задача следователя – унизить, разоблачить, растоптать и расхитить всё, что сделал Арсеньев при жизни. На названии «Расхищению не подлежит» настоял Ефим Звеняцкий, говоря об ответственном отношении к памяти и наследию Арсеньева.

– Читка – жанр, когда пьеса прочитывается актёрами со сцены, и часто для этого не нужны костюмы, декорации. А здесь – полноценный спектакль? – обращаюсь к режиссёру постановки Яне Мялк.

– Это соединение многих драматических искусств, в том числе и читки, – отвечает режиссёр. – Жанр спектакль-читка лишь подчеркивает эмоциональное состояние пьесы, составленной на основе документальных фактов. Здесь объединяются многие решения – пластические, вокальные, драматические.

В пьесе показана жизнь Арсеньева – с начала пути и до финала, она населена реальными персонажами, это жёны – Анна и Маргарита, сын Воля, друзья. И как обойтись без Дерсу Узала? Легендарного проводника с неподражаемым акцентом, пластикой и чувством юмора играет заслуженный артист РФ Евгений Вейгель. В премьерные дни его заменит гость из столицы – народный артист РФ Сергей Степанченко.

Верная интонация

У каждого зрителя свои представления об Арсеньеве, есть набор неких знаний. Никто не сомневается, что он великий человек, названный гением места. Его личная жизнь, кстати, долго оставалась за семью печатями, об истории любви с Маргаритой, ставшей его второй женой, предпочитали молчать.

– Сама Маргарита – уникальная женщина, она стала его соратником, была с ним на одной волне, – говорит исполнительница роли Риты Марина Волкова. – Боролась за честь мужа, поэтому и погибла.

Марине Волковой предстоит рассказать со сцены о последних часах жизни Арсеньева. Ефим Звеняцкий не устает напоминать – как важна верная интонация, речевая партитура. Чтобы публика в зале поверила и прочувствовала.

Главную роль сыграл молодой актёр театра Горького Артём Попов. Актёр признался: спектакль для него – настоящее испытание. Нужно передать многогранность героя, его внутренние метания. Вот он разрывается между любовью к женщине и желанием отправиться в опасную экспедицию. Уходит к другой. Устав от людской злобы, мечтает закончить свои исследования и уйти совсем, к Дерсу.

Со слов Яны Мялк, «мы не пробрасываем события, мы их переживаем». Остается оценить грандиозный замысел создания спектакля.

Досье

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма». Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах