Примерное время чтения: 7 минут
228

Сердце – главный предатель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Приморье № 28 08/07/2020
Шестеро актёров воплотились в десятки персонажей.
Шестеро актёров воплотились в десятки персонажей. / Фото Приморского краевого театра молодёжи. / АиФ

Читкой репортажа «Это шторм» Театр молодёжи закрыл очередной сезон

Смело, решительно, можно сказать, отчаянно, но в самую точку. Авторы материала – журналист и фотокорреспондент «Новой газеты» Елены Костюченко и Юрий Козырев, которым разрешили зайти в «красную зону» 52-й клинической больницы Москвы. Сегодня там спасают самых тяжёлых больных с COVID-19.

В результате родилась история, где документально, по часам расписан один день суровых больничных будней. История о реальных военных действиях, но не против жизни, а во имя её спасения. На материал обратили внимание в театральной среде. Идею читки для Приморского театра молодёжи предложил его сотрудник, студент Российского института театрального искусства (ГИТИСа) Антон Шефатов. В силу понятных обстоятельств она прошла без зрителя. Инсценировка без декораций и костюмов записана на видео и теперь доступна в интернете.

От пера до зрителя

Театральная читка – жанр далеко не новый, но с каждым годом всё больше набирающий популярность. Приморский театр молодёжи внёс свою лепту в это движение, став площадкой международного фестиваля «Метадрама». Культурное событие проходило два года подряд и напоминало яркую феерию, собравшую под одной крышей театралов России и стран АТР. Ещё вчера написанные пьесы звучали со сцены на разных языках и диалектах. По словам приморского драматурга, режиссёра «Метадрамы» Виктории Костюкевич, читка – наиболее короткий путь пьесы от пера до зрителя. Это способ не зарыть талант молодых драматургов, а заинтересовать публику, не откладывая постановку на далёкое будущее.

– Самое важное, что наступает после читки, – дискуссия из зала, когда каждый человек сможет поделиться своим мнением, высказаться по поводу увиденного, – отметила Виктория.

 Преимущество фестивалей, подобных «Метадраме», – быстрая реакция на новинки драматургии, на новые тенденции в мире театрального искусства. К примеру, через несколько дней после выхода в свет пьесы в Москве её могут представить во Владивостоке.

Наступил 2020 год, пандемия коронавируса перевернула мир с ног на голову, и культурным учреждениям пришлось обойтись без зрителя, перестроившись под онлайн-формат. Приморский театр молодёжи, как и другие театры региона и страны, пережил и до сих пор переживает очень сложный период. По признанию художественного руководителя Лидии Василенко, за это время коллектив понял, насколько остро нуждается в живом общении с публикой, как стена компьютерного монитора мешает творчеству. Под занавес сезона было решено вернуться к жанру театральной читки, выбрать пьесы, отрепетировать и, дождавшись снятия ограничений, выйти к зрителю с готовым материалом.

Сотрудник театра, студент ГИТИСА Антон Шефатов неожиданно предложил злободневный материал – прямой репортаж «Это шторм» Елены Костюченко и Юрия Козырева, опубликованный в «Новой газете». Лидия Василенко принимает решение – срочно записать читку репортажа. По её мнению, это не просто документальная история, это отражение самой что ни на есть реальности, которая накрыла весь мир и в которую некоторые обыватели не могут поверить до сих пор.

Редкий театральный опыт

Несколько слов о содержании репортажа. Журналисты оказываются в центре событий 52-й клинической больницы Москвы, которая превратилась в одну сплошную «красную зону».

Они начинают свой путь с приёмного отделения, где обстановка напряжена до предела – со всех сторон раздаются голоса пациентов, поступающих на госпитализацию. В обрывках фраз – надежда, отчаянье, проклятие, а врачам нужно достучаться до каждого, не допустить истерики, не остановить непрерывный процесс. Далее точно по часам и минутам журналисты проходят по больнице – от раздевалки, где персонал становится похожим на привидения в защитных костюмах, до реанимации, где спасают до последнего, даже тогда, когда «не осталось гениальных идей». Героями репортажа становятся лучшие врачи страны. Задача журналистов – следовать тенью за этими людьми, впитывая в себя увиденное и услышанное, фиксируя слова и кадры на микрофон и фотокамеру. Испытание не для слабонервных, но дуэт корреспондентов широко известен острыми материалами, в том числе из горячих точек мира. Стоит добавить, что репортаж получил премию российского благотворительного проекта «Редколлегия».

Антон Шефатов, ставший режиссёром читки «Это шторм», рассказывает: в работу репортаж взяли таким, какой он есть – без редакторских и драматургических правок. И это редкий случай для театра.

– Меня зацепил не просто материал про COVID, – признался он. – Главным в этой истории стали люди, которые вышли на передовую борьбы с вирусом, оказавшим глобальное влияние на человечество. Интересно и то, что это документальный репортаж, в нём нет оценки событий происходящего, нет уклона ни в негативную сторону, ни в излишний позитивизм. Все выводы читатель должен сделать сам.

Авторы материала настаивают на том, что у них не было цели создать художественное произведение: никаких придумок и преувеличений, всё записано на диктофон и на фотокамеру. Однако драматурги отозвались о репортаже с большой благосклонностью, как о живой, творческой работе. А ведущая на радио «Эхо Москвы» назвала «Шторм» «драмой со слезами на глазах». Читатели и слушатели могут пустить слезу, но героям репортажа, врачам, плакать – это провал, даже в раздевалке среди шкафчиков с наклеенными зверушками. Каждое мгновенье нужно вытаскивать из «шторма», то есть из лихорадки очередного пациента. Большое внимание отводится специфическому врачебному юмору.

В читке участвовало шестеро актёров Театра молодёжи, и некоторым пришлось совместить несколько ролей, что для жанра весьма характерно. Рассказ ведётся от лица корреспондентов – парня и девушки, в которых перевоплотились Игорь Смирнов и Елена Варивода. Илья Апанаев, Валерия Самарина, Олеся Белоконь, Сергей Рюмкин разделили участи врачей и пациентов. Режиссёр Антон Шефатов указал на важную деталь: в «красной зоне» между врачами теряется жёсткая идентификация, они как бы сливаются в одно целое, даже разница в возрасте стирается. Лоры, терапевты, ревматологи – все становятся инфекционистами.

Сложность прочтения репортажа в том, чтобы собрать многие составляющие воедино – разобраться в заковыристых медицинских терминах, передать эмоциональный накал, местами доходящий до драматизма, и не потерять напряжённый темп, когда считаные минуты решают, будет дальше биться сердце человека или нет.

Перед актёрами стояла задача показать единую сплочённость врачей на грани и каждого человека с его уникальностью. Чего только стоят слова ревматолога – на несколько месяцев она рассталась с маленьким сыном: «Когда я его увижу, мы полюбим друг друга заново», – говорит она. Или история старшей медсестры, которая заразилась коронавирусом на работе, и в борьбе с недугом прошла все круги ада. Кто-то справляется, а кто-то погибает. Всех спасти невозможно, заключает автор, потому что «сердце – главный предатель». Потрясающий драматургический приём.

Видеоформат читки дал возможность где-то переиграть, выбрать лучшие моменты, и это ещё один редкий опыт для театральных актёров. Всё-таки им важнее диалог со зрителем, живая энергетика зала. Пока запись видео – единственный способ донести до зрителя талантливую работу.

Немаловажно добавить: читкой «Это шторм» Приморский театр молодёжи присоединился к той части культурного сообщества, которая горячо поддерживает врачей. К примеру, театральные актёры страны прочитали ряд проникновенных монологов от медиков, работающих в «красных зонах», в проекте приняли участие такие звёзды театральной сцены, как Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова… Автор репортажа «Это шторм» призналась: ей стыдно, что до сих пор не писала о врачах. И сейчас, когда пришла пандемия, она «вправила нам всем мозги». «Это лучшая война, на которой я побывала», – заметила Елена Костюченко.

Читка актёров Театра молодёжи показала, что материал достоин постановки, многое зависит от неравнодушия к ней – здесь и сейчас.

Досье

Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» – финалистов дальневосточного этапа конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.

Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.

Кстати:

Зрители читки могут проникнуться до слёз, но героям репортажа, врачам, плакать – это провал, даже в раздевалке среди шкафчиков с наклеенными зверушками. Каждое мгновенье нужно вытаскивать из «шторма», то есть из лихорадки очередного пациента.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах