Читкой репортажа «Это шторм» Театр молодёжи закрыл очередной сезон
Смело, решительно, можно сказать, отчаянно, но в самую точку. Авторы материала – журналист и фотокорреспондент «Новой газеты» Елены Костюченко и Юрий Козырев, которым разрешили зайти в «красную зону» 52-й клинической больницы Москвы. Сегодня там спасают самых тяжёлых больных с COVID-19.
В результате родилась история, где документально, по часам расписан один день суровых больничных будней. История о реальных военных действиях, но не против жизни, а во имя её спасения. На материал обратили внимание в театральной среде. Идею читки для Приморского театра молодёжи предложил его сотрудник, студент Российского института театрального искусства (ГИТИСа) Антон Шефатов. В силу понятных обстоятельств она прошла без зрителя. Инсценировка без декораций и костюмов записана на видео и теперь доступна в интернете.
От пера до зрителя
Театральная читка – жанр далеко не новый, но с каждым годом всё больше набирающий популярность. Приморский театр молодёжи внёс свою лепту в это движение, став площадкой международного фестиваля «Метадрама». Культурное событие проходило два года подряд и напоминало яркую феерию, собравшую под одной крышей театралов России и стран АТР. Ещё вчера написанные пьесы звучали со сцены на разных языках и диалектах. По словам приморского драматурга, режиссёра «Метадрамы» Виктории Костюкевич, читка – наиболее короткий путь пьесы от пера до зрителя. Это способ не зарыть талант молодых драматургов, а заинтересовать публику, не откладывая постановку на далёкое будущее.
– Самое важное, что наступает после читки, – дискуссия из зала, когда каждый человек сможет поделиться своим мнением, высказаться по поводу увиденного, – отметила Виктория.
Преимущество фестивалей, подобных «Метадраме», – быстрая реакция на новинки драматургии, на новые тенденции в мире театрального искусства. К примеру, через несколько дней после выхода в свет пьесы в Москве её могут представить во Владивостоке.
Наступил 2020 год, пандемия коронавируса перевернула мир с ног на голову, и культурным учреждениям пришлось обойтись без зрителя, перестроившись под онлайн-формат. Приморский театр молодёжи, как и другие театры региона и страны, пережил и до сих пор переживает очень сложный период. По признанию художественного руководителя Лидии Василенко, за это время коллектив понял, насколько остро нуждается в живом общении с публикой, как стена компьютерного монитора мешает творчеству. Под занавес сезона было решено вернуться к жанру театральной читки, выбрать пьесы, отрепетировать и, дождавшись снятия ограничений, выйти к зрителю с готовым материалом.
Сотрудник театра, студент ГИТИСА Антон Шефатов неожиданно предложил злободневный материал – прямой репортаж «Это шторм» Елены Костюченко и Юрия Козырева, опубликованный в «Новой газете». Лидия Василенко принимает решение – срочно записать читку репортажа. По её мнению, это не просто документальная история, это отражение самой что ни на есть реальности, которая накрыла весь мир и в которую некоторые обыватели не могут поверить до сих пор.
Редкий театральный опыт
Несколько слов о содержании репортажа. Журналисты оказываются в центре событий 52-й клинической больницы Москвы, которая превратилась в одну сплошную «красную зону».
Они начинают свой путь с приёмного отделения, где обстановка напряжена до предела – со всех сторон раздаются голоса пациентов, поступающих на госпитализацию. В обрывках фраз – надежда, отчаянье, проклятие, а врачам нужно достучаться до каждого, не допустить истерики, не остановить непрерывный процесс. Далее точно по часам и минутам журналисты проходят по больнице – от раздевалки, где персонал становится похожим на привидения в защитных костюмах, до реанимации, где спасают до последнего, даже тогда, когда «не осталось гениальных идей». Героями репортажа становятся лучшие врачи страны. Задача журналистов – следовать тенью за этими людьми, впитывая в себя увиденное и услышанное, фиксируя слова и кадры на микрофон и фотокамеру. Испытание не для слабонервных, но дуэт корреспондентов широко известен острыми материалами, в том числе из горячих точек мира. Стоит добавить, что репортаж получил премию российского благотворительного проекта «Редколлегия».
Антон Шефатов, ставший режиссёром читки «Это шторм», рассказывает: в работу репортаж взяли таким, какой он есть – без редакторских и драматургических правок. И это редкий случай для театра.
– Меня зацепил не просто материал про COVID, – признался он. – Главным в этой истории стали люди, которые вышли на передовую борьбы с вирусом, оказавшим глобальное влияние на человечество. Интересно и то, что это документальный репортаж, в нём нет оценки событий происходящего, нет уклона ни в негативную сторону, ни в излишний позитивизм. Все выводы читатель должен сделать сам.
Авторы материала настаивают на том, что у них не было цели создать художественное произведение: никаких придумок и преувеличений, всё записано на диктофон и на фотокамеру. Однако драматурги отозвались о репортаже с большой благосклонностью, как о живой, творческой работе. А ведущая на радио «Эхо Москвы» назвала «Шторм» «драмой со слезами на глазах». Читатели и слушатели могут пустить слезу, но героям репортажа, врачам, плакать – это провал, даже в раздевалке среди шкафчиков с наклеенными зверушками. Каждое мгновенье нужно вытаскивать из «шторма», то есть из лихорадки очередного пациента. Большое внимание отводится специфическому врачебному юмору.
В читке участвовало шестеро актёров Театра молодёжи, и некоторым пришлось совместить несколько ролей, что для жанра весьма характерно. Рассказ ведётся от лица корреспондентов – парня и девушки, в которых перевоплотились Игорь Смирнов и Елена Варивода. Илья Апанаев, Валерия Самарина, Олеся Белоконь, Сергей Рюмкин разделили участи врачей и пациентов. Режиссёр Антон Шефатов указал на важную деталь: в «красной зоне» между врачами теряется жёсткая идентификация, они как бы сливаются в одно целое, даже разница в возрасте стирается. Лоры, терапевты, ревматологи – все становятся инфекционистами.
Сложность прочтения репортажа в том, чтобы собрать многие составляющие воедино – разобраться в заковыристых медицинских терминах, передать эмоциональный накал, местами доходящий до драматизма, и не потерять напряжённый темп, когда считаные минуты решают, будет дальше биться сердце человека или нет.
Перед актёрами стояла задача показать единую сплочённость врачей на грани и каждого человека с его уникальностью. Чего только стоят слова ревматолога – на несколько месяцев она рассталась с маленьким сыном: «Когда я его увижу, мы полюбим друг друга заново», – говорит она. Или история старшей медсестры, которая заразилась коронавирусом на работе, и в борьбе с недугом прошла все круги ада. Кто-то справляется, а кто-то погибает. Всех спасти невозможно, заключает автор, потому что «сердце – главный предатель». Потрясающий драматургический приём.
Видеоформат читки дал возможность где-то переиграть, выбрать лучшие моменты, и это ещё один редкий опыт для театральных актёров. Всё-таки им важнее диалог со зрителем, живая энергетика зала. Пока запись видео – единственный способ донести до зрителя талантливую работу.
Немаловажно добавить: читкой «Это шторм» Приморский театр молодёжи присоединился к той части культурного сообщества, которая горячо поддерживает врачей. К примеру, театральные актёры страны прочитали ряд проникновенных монологов от медиков, работающих в «красных зонах», в проекте приняли участие такие звёзды театральной сцены, как Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова… Автор репортажа «Это шторм» призналась: ей стыдно, что до сих пор не писала о врачах. И сейчас, когда пришла пандемия, она «вправила нам всем мозги». «Это лучшая война, на которой я побывала», – заметила Елена Костюченко.
Читка актёров Театра молодёжи показала, что материал достоин постановки, многое зависит от неравнодушия к ней – здесь и сейчас.
Досье
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» – финалистов дальневосточного этапа конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.
Принимала участие в создании экспозиции Приморского музея им. Арсеньева «Элеонора Прей» в 2008 г. Лауреат ДВ-конкурса «Живая тайга» – 2018.
Кстати:
Зрители читки могут проникнуться до слёз, но героям репортажа, врачам, плакать – это провал, даже в раздевалке среди шкафчиков с наклеенными зверушками. Каждое мгновенье нужно вытаскивать из «шторма», то есть из лихорадки очередного пациента.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть