«Кот Бродского» – это книжный стендап из Владивостока. Его участники разбираются в литературе, открыто высказываются, искромётно шутят. За три года из сугубо литературного шоу превратилось в общественно-политическое явление.
Как правильно рассказать о прочитанной книге, почему у Владивостока оказался свой потолок и почему на шоу заговорили о подростковой травле? Об этом и многом другом рассказала основатель и руководитель культурного проекта «Кот Бродского» Ольга Аристова.
Литература и жизнь
– Ольга, как вы пришли к такому ноу-хау, как книжный стендап? Какое яблоко упало на голову Менделеева?
– Это длинная история, и яблоки на меня падали долго. Ещё в нулевые годы я начала заниматься организацией культурных мероприятий, преимущественно в литературной среде – ведь я человек пишущий и читающий.
Я всегда старалась доказать себе и окружающим, что литературные проекты не ограничиваются поэтическими вечерами. Это достаточно разноплановая среда, поэтому к книжной теме можно подходить по-разному. Ключевая боль в литературном сообществе Владивостока – отсутствие активных читателей, которые оставляли бы какието отзывы на произведения современных писателей, поэтов, драматургов. Я искала выход и сперва думала о проекте региональной школы независимой литературной критики при ДВФУ. Но вскоре поняла, что идея обречена на провал. Я чувствовала себя зависимой от экспертов, а мне хотелось с этой болью о литературе работать независимо…
Проект «Кот Бродского» родился в голове и вырос буквально за два дня. Ко мне с вопросом обратилась сотрудница городской администрации – почему её камерный литературный клуб никто не посещает? Я так запарилась с поиском ответов, что в итоге придумала книжный стендап. Это абсолютно моя инновация.
– Но ведь этот жанр весьма раскручен на телевидении…
– В то время, когда возник проект, стендап не был так популярен, как сейчас. Да, была программа на ТНТ с шутками ниже пояса. Откровенно говоря, это была жуть! В то время никому бы и в голову не пришло совмещать литературу и шутки про бывших. На самом деле стендап – интересный и разносторонний жанр. Моя гипотеза состояла в том, что в целом мы очень редко говорим о литературе как о чём-то, что касается каждого из нас напрямую. Но ведь соприкосновение с книгой – это возможность пережить опыт другого человека. Я решила совместить разговоры о прожитой жизни в литературе и юмор.
От Владивостока до Москвы
– Расскажите, как стартовал книжный стендап во Владивостоке?
– В первые годы, чтобы стать участником проекта, нужно было прочитать книгу, выйти к микрофону и рассказать об этом аудитории. Эксперимент удался, книжный стендап получил большой отклик, в особенности среди студенческой молодёжи, хотя мы никогда не ограничивали формат шоу рамками возраста.
За три с половиной года моя команда провела 50–60 шоу, это хороший ритм для Владивостока. Начиная с 2018 года каждый месяц мы собирали минимум 250 человек, кочевали из зала в зал – было непросто найти площадку для такого количества посадочных мест. На какое-то время мы задержались в гостинице «Экватор», в ДВФУ. Кроме того, выбирали для выступлений необычные места. Так, шоу под названием «Чего хочет женщина?» прошло в модной парикмахерской, где участники обсуждали истории известных литературных героинь. Постепенно «Кот Бродского», по мнению местной аудитории, стал ведущим культурным проектом. Мы дважды обгоняли музеи и театры в зрительском голосовании.
– Но всё же вы уехали в Москву, «прихватив» с собой проект. Почему?
– Ответ очевиден – во Владивостоке мы достигли потолка возможностей и уткнулись в него. Пришло осознание: если мы не сделаем планку шоу выше, оно начнёт деградировать, и чтобы обрести новые горизонты, необходимо двигаться на другие города.
– И как получилось прыгнуть выше потолка?
– Сегодня внутри проекта разработана уникальная методология: это не только шоу, но ещё и школа, которая работает индивидуально с потенциальными участниками. Во Владивостоке мы делали это хаотично, а теперь проводим полноценные кастинги, затем обучаем будущих стендаперов – раскрепощению, работе с вестибулярным аппаратом – в нашем арсенале тренинги от театрального тренера, профессиональной телеведущей, опытных стендаперов, дебатеров и литераторов. Изначальная идея сохранилась. «Кот Бродского» – общественно-социальное шоу, куда мы берём самых обычных людей.
Не «стучать», но найти человека
– Откуда в «Коте Бродского» вдруг возникли подростки и животрепещущая тема буллинга?
– Подростковый формат стал одной неотъемлемой частью проекта. Идея родилась во Владивостоке – мне было интересно, что скажут современные подростки о таком жанре, как литература для молодёжи? Тогда я привезла из Владивостока книги этого жанра, а участникам надо было посоветовать или наоборот, отсоветовать их читать. Сказать: всё, что написано, – правда или нет? Первый же вечер получился горячим, с невероятными откровениями. И я решила, что буду делать этот формат на постоянной основе. А переехав в Москву, выяснила, что у подростков в книжном стендапе гораздо больше потенциала, чем у взрослых.
По мнению исследователя Светланы Моториной, в ситуациях травли в 80% случаев виноват взрослый, который это допускает. Причина в том, что многие поколения «отцов» не успевают за временем «детей».
Что касается буллинга, то эта тема сейчас, увы, одна из актуальных. Прошлой осенью мы выиграли президентский грант, чтобы провести громкое подростковое шоу в Москве. Что интересно, в ходе подготовки стендапа коллектив начал травить одного из мальчиков, и я не сразу смогла это осознать, более того, в какой-то степени выступала провокатором. Разобралась, вышла на адекватный диалог с участниками и ясно поняла, что буллинг, травля – общечеловеческая проблема, хоть и считается школьной прерогативой.
– Подростки уходят в глубокую оборону, ну а взрослые… прочитали в школе лекции про буллинг, поставили галочку, и на этом всё.
– Мне кажется, это не новая история, похожее происходило всегда. Сошлюсь на книгу директора детского центра научных открытий «ИнноПарк» Светланы Моториной «Травля. Со взрослыми согласовано». Она доказывает, что в этих ситуациях в 80% случаев виноват взрослый, который буллинг допускает. Причина в том, что многие поколения старших педагогов, родителей не успевают за временем, и всю ответственность они сваливают на детей.
– А если, к примеру, дети из богатых семей травят бедного учителя? И такое случается нередко.
– Конечно, у травли нет возраста, это происходит не только в школе, но и в любом нездоровом взрослом коллективе. Этот процесс требует широкого подхода, зависит от многих факторов, и в них должны разбираться профессионалы – психологи, социальные работники. Важный момент: изъятие жертвы из коллектива проблему не решает, скоро коллектив набросится на кого-то другого.
– Как вы связываете тему травли и литературные произведения?
– Мы не отступаем от правил – все выпуски шоу, так или иначе, проходят на основе прочитанных книг, в основном это российская и переводная литература издательств «Самокат», «Поляндрия», «Попкорн» и «Качели», современные качественные издания.
– Говорят, подростки совсем перестали читать Пушкина или Толстого?
– Это неправда, я располагаю другими данными. Мы анкетировали 578 подростков – и получили много крутых ответов. Они способны читать новые книги, они, словно фантомы, вертятся вокруг издательств. Но не любят уроки литературы, и так считают не двоечники, а медалисты! Система преподавания давно устарела, даже в Москве мало школ, которые бы отвечали запросам времени. По своему опыту хорошо помню, как всё, что преподавалось на уроках литературы в нулевые годы, поедено молью и покрыто толстым слоем пыли.
– Кто сейчас может реально помочь тем, кого травят – в школе, компании?
– Самый главный мой совет – не молчать о проблеме! Это не значит «стучать», но найти человека, с которым можно поделиться, потому что самому справиться с буллингом нереально. Сегодня в этом направлении работают социальные службы, куда можно обратиться. Педагогам и родителям необходимо обязательно разбираться в травле, как написала Светлана Моторина, иначе небольшая опухоль перерастёт в неоперабельный рак.
– «Кот Бродского» уехал из Владивостока. Неужели нить оборвалась?
– Сейчас я делаю всё, чтобы проект заработал во Владивостоке. Очень талантливая девушка Анастасия Руднева в этом году провела три выпуска по собственной инициативе. И это даёт надежду, что «Кот Бродского» снова воскреснет во Владивостоке и будет популярен.
Кстати
«Кот Бродского» – это шутка, которую поэт рассказывал своим знакомым, встречал их на пороге и спрашивал: «Хотите, я разбужу для вас кота?» Никто не понимал, чего он хочет, но было очень смешно.
Досье
Аристова Ольга Сергеевна
Писатель и поэт, организатор культурных мероприятий, креативный менеджер издательства АСТ.
Родилась во Владивостоке. Участвовала в ребрендинге городской сети библиотек МБУК ВЦБС, в частности разработала креативные решения для молодёжной библиотеки «БУК». С 2016 года и по настоящее время – руководитель культурного проекта «Кот Бродского». В 2021 году стала финалистом премии «Ревизор».