Примерное время чтения: 9 минут
1121

Телевизор - не ради картинки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Приморье № 34 19/08/2020
Они создавали традиции приморского телевидения.
Они создавали традиции приморского телевидения. / Фото из архива ВГТРК. / АиФ

Взглядом на современное телевещание поделился приморский журналист Сергей Литус

ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ ИНТЕРВЬЮ С САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ ПРИМОРСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ КОНЦА 80-Х – НАЧАЛА 90-Х ВАЛЕНТИНОЙ ВОРОНОВОЙ РЕДАКЦИЮ ЗАХЛЕСТНУЛ ШКВАЛ ЗВОНКОВ – А ЧТО СО ВТОРОЙ ПО ПОПУЛЯРНОСТИ ТЕЛЕЗВЕЗДОЙ ПРИМОРЬЯ СЕРГЕЕМ ЛИТУСОМ?

 

В этом году ветеран телевещания отметил 70-летний юбилей. Чем сегодня живёт популярный некогда телеведущий, как формировалось приморское телевидение и почему критерии качества журналистики неизменны во все времена. На эти и другие вопросы ответил звезда телевизионных эфиров 90-х, журналист Сергей ЛИТУС.

– 70 лет – замечательный возраст. Чем живёт сейчас один из самых популярных журналистов?

– Живу обычным пенсионером, теми же бедами и заботами, что и остальные пожилые приморцы. Ничего примечательного. Борюсь с болячками и надеюсь на лучшее. Зато больше времени остаётся на хобби – почти всю жизнь занимаюсь спортивным радиолюбительством, дома стоит радиопередатчик, с помощью которого веду связь со всем миром. Если услышите в эфире позывные RC0LAP, знайте, это я.

– Вы один из известнейших и опытных журналистов Приморского телевидения, следите ли вы за процессами в телеэфире?

– Слежу, но не особенно внимательно. Главным образом за информационными передачами. Мне это по- прежнему интересно: почти всё время работы на ТВ я сам занимался новостными программами. Пришёл на Приморское телевидение после окончания факультета журналистики ДВГУ и сразу был определён в Главную редакцию информации. Сначала корреспондентом, затем старшим и главным редактором. Увольнялся в должности директора одного из двух каналов, на которые тогда разделилось ПТР. А потом ещё пятнадцать лет был дальневосточным собкором федерального канала «ТВ-Центр».

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РЫВОК

– Как, на ваш взгляд, меняется телевизионная журналистика в регионе и вообще в России?

– Изменения в информационной тележурналистике, конечно, за это время произошли очень большие. Правда, с моей точки зрения, не во всём в лучшую сторону. Телекомпании оснастились съёмочной, монтажной и вещательной техникой, способной творить чудеса. Выдавать прекрасную «картинку» в самых сложных для съёмки условиях, снятый материал корреспонденты могут без особого труда с помощью спутниковых систем и интернета в режиме «онлайн» передавать прямо в эфир или в редакцию. Причём для этого не всегда нужна громоздкая аппаратура: при необходимости можно провести прямой репортаж с места события с помощью обычного смартфона. Домашние телевизоры стали интерактивны, по сути, это гибрид телевизора и компьютера. В общем, что касается технической оснащённости современного российского телевидения (как федерального, так и регионального), думаю, мы выглядим сегодня не хуже ведущих мировых телекомпаний и даже кое в чём их опережаем. Однако телевизоры мы всё-таки включаем не только для того, чтобы порадовать глаз чёткостью и сочностью изображения.

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОВАЛ

– По опросам, большая часть людей включают телевизор для того, чтобы получить оперативную информацию.

– Конечно, телевизор – это, прежде всего, средство массовой информации. Причём самое важное, самое оперативное и эффективное. Но вот в том, что касается содержательной части современного российского ТВ, то она вызывает у меня уныние и глубокое разочарование. «Ящик» – ироничное название телевизора в соцсетях – с начала 90-х стал всё больше и больше забывать такие важнейшие в журналистике понятия, как честность, порядочность, объективность, возможность услышать альтернативное мнение по поднятой проблеме. Телевидение превратилось в пропагандистскую машину, работающую на власть, ставшую во многом благодаря ей, этой машине, несменяемой.

Но ведь так было всегда…

– Да, мне часто говорят: «А разве вы в перестроечные годы занимались не тем же? Разве не было то телевидение заточено под власть, могла ли оппозиция получить время в эфире и выступить со своей точкой зрения»? Я согласен с тем, что и в те времена телевидение было, прежде всего, пропагандистской машиной, работавшей на либеральную идею и помогавшей в разрушении социалистических порядков. Но оппозиция имела право голоса в телеэфире и активно этим пользовалась. Помню, как, например, известная приморская коммунистка, депутат Госдумы Светлана Горячева, приезжая из Москвы во Владивосток, всегда получала возможность выступить по приморскому ТВ, в хвост и в гриву критикуя Ельцина и его окружение. Можно ли представить такое сегодня?

А вспомним прямые трансляции с заседаний парламента.

Улицы городов пустели, когда на трибуне отстаивали свою точку зрения представители различных политических партий и движений. Телевидение помогало гражданам своей страны расти в понимании политических проблем и делать свои выводы.

А какой колоссальной популярностью пользовались сан-петербургское «5 колесо» и «600 секунд», «Взгляд» и другие телепередачи, хотя и явно симпатизировавшие «демократам», но в то же время дававшие слово представителям другого политического лагеря.

Сколько раздражения и недовольства в Кремле вызывали знаменитые «Куклы». Едкая и даже злая критика власти воспринималась как нечто вполне нормальное для демократического общества.

Депутат Госдумы от приморских левых сил Виктор Шеховцов и другие сторонники коммунистических взглядов был постоянными гостями знаменитой передачи, которую вела известная владивостокская тележурналистка Валентина Воронова, «Понедельник день тяжёлый».

ШПАГАТ ВОЛОЧКОВОЙ

– Что изменилось сейчас?

– Телевизионщикам старшего поколения есть что вспомнить с профессиональной точки зрения. И есть чем, говоря высокими словами, гордиться. А тем журналистам, которые делают информационные телепередачи сегодня, придётся вспоминать, например, хабаровские протестные акции, о которых они не сказали ни слова, несмотря на то что это были, безусловно, чрезвычайно важные социально-политические события. Понимаю, что на эту тему телевизионщикам было наложено табу, но могу только посочувствовать нынешним коллегам. Хотелось бы верить, что им, по крайней мере, неловко, и в душе они понимают глубину своего профессионального падения. Мне понравилась меткая шутка одного из участников хабаровских акций об уровне нынешнего ТВ: «1-й канал, хватит кормить нас шпагатами Волочковой». Только этот упрёк справедлив и для большинства других российских каналов. Понятно, что «ящик» лишь следует курсу, который прокладывает для него власть, не позволяя ни малейших отклонений. Но мне обидно оттого, что у нас нынче такой курс и такое телевидение.

КОГДА ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Приморское телевидение в эти дни отмечает 65-летний юбилей. Вы застали телевидение ещё чёрно-белым. Чем отличались эти эпохи – раннего советского телевидения, времён переходного периода и до конца вашей карьеры?

– Да, сегодня это трудно представить, но телевидение в те, сравнительно недавние, времена было чёрно-белым. Репортажи о событиях снимались на киноплёнку, которую надо было проявить, смонтировать, синхронизировать звук и изображение. И тем не менее успевали готовить событийные сюжеты к вечерним выпускам «Новостей». И даже отправлять наиболее важные из них через спутники связи в Москву для показа в программе «Время». Постепенно кинокамера стала уходить в прошлое, а на смену ей пришла видеоаппаратура, позволявшая работать гораздо оперативнее и с несравнимо более высоким качеством. Цветная картинка сменила чёрно-белую, хотя у многих телезрителей ещё долго оставались чёрно-белые телевизоры: цветные, стоившие больше 700 рублей (при зарплате инженера или учителя 100–120) были советским людям не по карману.

Сохраняет ли сегодняшнее телевидение традиции времён основания его как жанра журналистики?

– Я не телекритик, а практик. И, честно говоря, теоретические размышления о телевизионных жанрах мне неинтересны. То, что ТВ является неотъемлемой частью современной журналистики, по-моему, несомненно.

Чем, на ваш взгляд, отличается журналист сегодняшний от журналиста из прошлого?

– Хороший журналист, по-моему, мало чем отличается. Если он живёт происходящим в нашей жизни и стремится рассказать об этом своим зрителям или читателям, если у него в глазах горит репортёрский интерес, если он готов «трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» или ради нескольких минут в эфире, если он является для зрителей и читателей объективным источником интересных новостей, то он ничем не отличается от хороших журналистов прошлого.

Есть ли у вас пожелания телевидению в целом и отдельным персоналиям местного эфира?

– И отдельным персоналиям, и телевидению в целом я хочу передать самые сердечные поздравления с 65-летием Приморского ТВ и пожелать крепкого здоровья, которое для телевизионщиков особенно важно, творческих удач, высоких гонораров и, как говорится, счастья в личной жизни! Всего наилучшего, коллеги!

ВРЕЗКА

Ящик» с начала 90-х стал забывать важнейшие в журналистике понятия

ДОСЬЕ:

Литус Сергей Андреевич родился в 1950 году в городе Советская Гавань Хабаровского края. После школы 9 месяцев работал ассистентом телеоператора в Амурском областном радиотелекомитете. В 1968-м поступил на отделение журналистики Дальневосточного государственного университета во Владивостоке. В 1973 году зачислен в штат Приморского краевого радиотелекомитета. В 1990– 1994 главный редактор информационных телепрограмм и ведущий новостных телепередач «Вечерний Владивосток», «Диапазон», «Местное время». В 1995-м – сотрудник радио «ВВС-Владивосток сегодня». С 1996 года – директор информационного вещания «Восток-ТВ». В 1997–1998 гг. руководитель пресс-центра мэрии Владивостока. В 1999-м – собкор телекомпании «ТВ-Центр». Вышел на пенсию в 2013 году.

КСТАТИ:

Сейчас в Приморском крае действуют 14 телекомпаний. Большинство из них работают в кабельных сетях. Многие также активно осваивают интернет, вещая в ютубе и в инстаграме, что делает новости небольших приморских населённых пунктов доступными для зрителей из любой точки земного шара. А днём рождения телевидения в Приморье считается 27 июля 1955 года, когда состоялась первая телепередача. Единственный на весь Владивосток общественный телевизор располагался в кинотеатре «Уссури», ежедневно он собирал толпы желающих посмотреть, как, собственно, выглядит телевидение.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах