Специальный представитель Владимира Путина по связям с международными организациями Анатолий Чубайс с супругой Авдотьей Смирной посетили Приморье, в частности нацпарк «Бикин» в Пожарском районе. Заметим, что этот визит ни он, ни кто-либо в Приморье не афишировал, посещение прошло буквально в режиме инкогнито, о нем Чубайс рассказал уже постфактум.
Об этом он сам рассказал в своих аккаунтах в социальных сетях. Отдельным открытием для него стали деревни старообрядцев.
«Я не раз встречал в долинах Сихоте-Алиня деревни старообрядцев — всегда в отличном состоянии, ухоженные и обустроенные. Эти люди начали возвращаться в Россию в 90-е, как только появилась такая возможность. Но только здесь, на Бикине, мне объяснили почему они возвращаются именно сюда. Оказалось, что в этих глухих местах существовали десятки поселений старообрядцев вплоть до 30-х годов прошлого века. Больше того, похоже, что значительная часть всей переселенческой политики с середины XIX века и, особенно, в ходе реформ Столыпина была основана на старообрядцах. В любом случае, ясно, что переселенцами в наиболее тяжелые по природно-климатическим условиям таежные места здесь были именно старообрядцы. Я подумал — а не с этим ли был связан известный поворот к веротерпимости в политике царского правительства в 1900-е годы? – делится в facebook один из самых проитворечивых политиков в новейшей истории России.
- А для советской власти эти предельно трудолюбивые крестьяне были просто кулаками. Когда началась коллективизация и преследования стали невыносимы, староверы подняли восстание (Улунгинское восстание). В ответ в тайгу пришли части НКВД. С весны 1932-го развернулась настоящая партизанская война, она продолжалась около года. Сколько всего погибло, сказать трудно, но на фото я у памятника, где похоронены 73 расстрелянных чекистами старовера.
Часть староверов ушла в тайгу, перешла границу с Китаем в Манчжурии (здесь существовало марионеточное государство под контролем японцев Манчжоу Го) и сумела за короткий срок заново построить там (тоже в очень жестких, но совсем других климатических условиях) полноценную и даже зажиточную жизнь в деревне Романовка. Однако и сюда в 1945 пришли части Красной армии, и староверам снова пришлось бежать — на этот раз в Латинскую Америку. По поразительному стечению обстоятельств их быт в деревне оказался детально запечатлен японским фотографом. А уже в наше время, когда эту фотоколлекцию чудом обнаружил Музей истории Дальнего Востока им.Арсеньева, специалист этого музея Вера Васильевна Кобко связалась с латиноамериканскими детьми староверов, запечатленных на фото, и получила их поразительные комментарии. На фото пара примеров их удивительного подлинного языка. В итоге Музей на средства гранта Фонда Потанина издал книгу «Дни в Романовке», в которой описал всю эту историю.
Вот так завершается исторический круг, когда уцелевшие куски атлантиды староверов снова возвращаются на свою родину», - резюмировал Анатолий Чубайс.