Исполнилось 40 дней, как ушёл основатель и художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский
Теле-радиоведущей из Владивостока Евгении Панжинской, известной под псевдонимом Ева Орланова, посчастливилось поработать с мэтром отечественной киноиндустрии. Её история напоминает сказку о Золушке, которая чудесным образом попала сначала за кулисы театра, затем - на киностудию имени Горького в уникальный проект. За короткое время её жизнь радикально изменилась. «Адская работа» с хлопушкой в руках, первые роли на экране, бесценный опыт общения с великим человеком закалили её характер.
Двери, ведущие за кулисы
С детства Женя была заводилой. В школе - активистка, в первых рядах. Бегала сразу в несколько кружков, не зная, что предпочесть - балет, баскетбол, фехтование или музыку? Ради актёрской карьеры бросила попытки сначала стать таможенником, а потом юристом. В то время на актёрское отделение Дальневосточного Государственного Института Искусств был сумасшедший конкурс, она поступила лишь с третьей попытки.
- Когда я училась на третьем курсе института искусств, во Владивостоке проходил кинофестиваль «Эхо Кинотавра», - рассказывает Евгения Панжинская. - В какой-то степени он был предшественником нынешних «Меридианов» - звёзды кино отправлялись по городам и весям края. В финале был организован большой концерт в театре имени Горького. В числе других студентов я участвовала в массовках спектаклей, знала коды от дверей, ведущих за кулисы. Реально было интересно - одновременно столько звёзд! Марк Рудинштейн, Александр Панкратов-Чёрный, Николай Ерёменко, Станислав Говорухин, Олег Янковский, Светлана Тома, Ирина Алферова и другие. Решила на зависть однокурсникам собрать у всех автографы. Блокнот с их подписями и пожеланиями сохранился до сих пор.
Набравшись смелости, она пробралась за кулисы. Там и состоялась судьбоносная встреча с Борисом Грачевским, которого поразила как решительность студентки, так и её экзотические роскошные длинные волосы. В первую минуту испугалась, перед ней - небожитель, человек с экрана, человек-праздник…
- Я сказала Грачевскому, что учусь на актерском и играю в массовке театральных спектаклей. Завязался разговор. Неожиданно он предложил сопровождать его на презентациях новых выпусков «Ералаша» по Владивостоку, заодно, в качестве местного аборигена показать достопримечательности. Вместе с однокурсницей Екатериной мы поехали по кинотеатрам, учебным заведениям, попутно знакомя гостей с городом, - вспоминает собеседница.
На прощание он подарил ей позолоченные часы на кожаном ремне и пригласил в Москву. Женя пообещала приехать, но только после окончания института. Увы, часы потерялись, а набрать номер телефона, который оставил ей мэтр, она не решилась. Понимала, что так просто с корабля на бал не попасть, Москву не покорить. Хотя к этому стремился каждый студент актерского отделения, чуть ли не с первого курса считая себя народным артистом, гением.
Девушка с хлопушкой
После окончания института Евгения, согласно планам и мечтам, с маленьким чемоданом и дипломом отправилась в столицу. Ни родственников, ни знакомых в первопрестольной у неё не было. Зато был молодой человек из криминального мира, почти жених, обещавший приютить. В итоге она попала… в притон, где занимались древней профессией украинские девушки. Найти крышу над головой помог компаньон отца. Она до сих пор благодарна семье, где к ней отнеслись как к родному человеку.
- Доехала до киностудии имени Горького, заказала пропуск, - продолжает рассказ героиня. - Было страшно - узнает меня Борис Юрьевич или нет? Действительно, сразу не узнал. Потом заговорил: «Вспомнил, волосы! Выучилась? И куда ж тебя девать?». Когда я проходила первые актёрские пробы, моему счастью не было предела! Мне говорили, что я похожа на Наталью Гундареву, Елену Соловей, Вию Артмане. Позже освободилась вакансия помощника режиссёра. Проще говоря, я стала девушкой с хлопушкой, и это адская работа, где долго никто не выдерживает.
В первый день на новую должность она пришла, как на бал - в элегантном костюме, с причёской и на каблуках. Сотрудницы «Ералаша» посмеиваясь, заключили пари - доживёт ли приезжая до конца дня? Евгения поняла, что «хлопушка» на киностудии, что Фигаро в опере. Не только дубли и кадры отсчитывает, но и общается со всей съёмочной группой, раздаёт комплименты актёрам, выслушивает замечания всех без исключения. Кроме того, она озвучивала фрагменты фильмов, которые по разным причинам были утеряны.
- Я героически доработала до конца первого дня, придя домой, упала без ног, - делится Евгения. – Со временем удалось найти со всеми контакт, хотя изначально меня воспринимали в штыки, особенно девочки-москвички. Слухи, сплетни и неприязнь - через всё это довелось пройти.
Недосягаемый профессионализм
Она гордится тем, что работала в одной из самых крутых и профессиональных команд киностудии. Это и режиссеры «Ералаша» - Семен Морозов и Алексей Щеглов, директор Аркадий Григорян, звукорежиссёр Татьяна Рыжова, оператор Александр Мачильский, они и сегодня продолжают дело Бориса Грачевского. В компании «Ералаша» сложилась тёплая уютная обстановка, куда могли прийти великие личности и так запросто попить чаю с бутербродом из докторской колбасы.
Борис Граческий уникально работал на съёмочной площадке с детьми. Для каждого находил особые слова, дурачился, корчил рожицы, катал на спине.
Евгения увидела воочию, как многие известные сегодня актёры начинали свою карьеру в «Ералаше». Как считали за честь сниматься в сюжетах киножурнала звёзды экрана, месяцами ожидая подходящего сценария. Ей самой удалось сняться в выпусках со Станиславом Садальским и Владом Топаловым.
- Профессионализм Бориса Грачевского был недосягаем, - считает Евгения Панжинская. - С одной стороны он был перфекционистом, с другой - мог найти для каждого подходящие человеческие слова. Давал возможность подработать нуждающимся в материальной поддержке актёрам и режиссёрам. С детьми ладить на съемочной площадке ох, как нелегко - они неусидчивы, быстро устают, теряя ко всему интерес. Борис Юрьевич с ними и дурачился, и корчил рожицы, и на спине возил. При этом не упускал ни одного важного момента – от сценария до монтажа. Порой было очень трудно соответствовать его высоким требованиям, худрук специально создавал сложные ситуации, провоцировал.
Через полтора года Евгении пришлось вернуться во Владивосток. Запись в трудовой книжке о работе на киностудии имени Горького открыла ей двери на телевидение. Она проработала на трёх теле-каналах. Но нашла она своё призвание на радио. Вот уже почти 12 лет, с самого открытия, голос Евгении Панжинской, точнее Евы Орлановой звучит на частоте 104.7 ФМ, на «Радио Дача Владивосток». Она счастливая мама, полна оптимизма и молодых задорных идей.
- Не у всех получается до конца покорить Москву, но это не трагедия, - признаётся Евгения-Ева. – Работа на киностудии закалила, изменила характер, мне пригодились многие навыки нелёгкой профессии. А сколько я получила эмоций! Полтора года жила, словно в сказке, в которую не верила.
Евгения Панжинская считает Бориса Грачевского учителем, человеком, который дал ей важное напутствие: «Ничего ни у кого не проси. Хочешь чего-то добиться - делай всё сама». И она стала кузнецом своего счастья.