Примерное время чтения: 7 минут
923

Учитель и человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Приморье № 8 24/02/2021
Ералаш для нашей героини стал школой жизни.
Ералаш для нашей героини стал школой жизни. / Фото из архива Евгении Панжинской. / АиФ

Исполнилось 40 дней, как ушёл основатель и художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский

Теле-радиоведущей из Владивостока Евгении Панжинской, известной под псевдонимом Ева Орланова, посчастливилось поработать с мэтром отечественной киноиндустрии. Её история напоминает сказку о Золушке, которая чудесным образом попала сначала за кулисы театра, затем  - на киностудию имени Горького в уникальный проект. За короткое время её жизнь радикально изменилась. «Адская работа» с хлопушкой в руках, первые роли на экране, бесценный опыт общения с великим человеком закалили её характер.

 

Двери, ведущие за кулисы  

С детства Женя была заводилой. В школе - активистка, в первых рядах. Бегала сразу в несколько кружков, не зная, что предпочесть - балет, баскетбол, фехтование или музыку?   Ради актёрской карьеры бросила  попытки сначала стать таможенником, а потом юристом.   В то время на актёрское отделение Дальневосточного Государственного Института Искусств был сумасшедший конкурс, она поступила лишь с третьей попытки.

- Когда я  училась на третьем курсе  института искусств, во Владивостоке проходил кинофестиваль «Эхо Кинотавра»,  - рассказывает Евгения Панжинская.  - В какой-то степени он был предшественником нынешних «Меридианов» -  звёзды кино отправлялись по городам и весям края. В финале был организован большой концерт в театре имени Горького. В числе других студентов я участвовала в массовках спектаклей,  знала коды от дверей, ведущих за кулисы. Реально было интересно - одновременно столько звёзд!  Марк Рудинштейн, Александр Панкратов-Чёрный, Николай Ерёменко,  Станислав Говорухин, Олег Янковский, Светлана Тома, Ирина Алферова и другие.  Решила  на зависть однокурсникам собрать у всех автографы. Блокнот с их подписями и пожеланиями сохранился до сих пор.

Набравшись смелости, она пробралась за кулисы. Там и состоялась судьбоносная  встреча  с Борисом Грачевским, которого поразила как решительность студентки, так и её экзотические роскошные длинные волосы.  В первую минуту испугалась, перед ней - небожитель, человек с экрана, человек-праздник…

 - Я сказала Грачевскому, что учусь на актерском и  играю в массовке театральных спектаклей. Завязался разговор. Неожиданно он предложил сопровождать его на презентациях новых выпусков «Ералаша» по Владивостоку, заодно, в качестве местного аборигена показать  достопримечательности. Вместе с однокурсницей Екатериной мы поехали по кинотеатрам,  учебным заведениям, попутно знакомя гостей с городом, - вспоминает собеседница.

На прощание он подарил ей  позолоченные часы на кожаном  ремне и пригласил в Москву. Женя пообещала приехать, но только после окончания института. Увы, часы потерялись, а набрать номер телефона, который оставил ей мэтр, она не решилась. Понимала, что так просто с корабля на бал не попасть, Москву не покорить. Хотя к этому стремился каждый студент актерского отделения, чуть ли не с первого курса считая себя народным артистом, гением.

Девушка с хлопушкой

После окончания института Евгения, согласно планам и мечтам, с маленьким чемоданом и дипломом отправилась в столицу. Ни родственников, ни знакомых в первопрестольной у неё не было.  Зато был молодой человек из криминального мира, почти жених, обещавший приютить.  В итоге она попала… в притон, где занимались древней профессией украинские девушки.  Найти крышу над головой помог компаньон отца. Она до сих пор благодарна семье, где к ней отнеслись как к родному человеку.

 - Доехала до киностудии имени Горького, заказала пропуск, -  продолжает рассказ героиня. - Было страшно  - узнает меня Борис Юрьевич или нет? Действительно, сразу не узнал. Потом заговорил: «Вспомнил, волосы! Выучилась? И куда ж тебя девать?». Когда я проходила первые актёрские пробы, моему счастью не было предела! Мне говорили, что я похожа на Наталью Гундареву, Елену Соловей, Вию Артмане. Позже освободилась вакансия помощника режиссёра. Проще говоря, я стала девушкой с хлопушкой, и это адская работа, где долго никто не выдерживает.

В первый день на новую должность она пришла, как на бал  - в элегантном костюме, с причёской и на каблуках. Сотрудницы «Ералаша» посмеиваясь, заключили пари  -  доживёт ли приезжая до конца дня? Евгения поняла, что «хлопушка» на киностудии, что Фигаро в опере. Не только дубли и кадры отсчитывает, но и общается со всей съёмочной группой, раздаёт комплименты актёрам, выслушивает замечания всех без исключения. Кроме того, она озвучивала фрагменты фильмов, которые по разным причинам были утеряны.

 - Я героически доработала до конца первого дня, придя домой, упала без ног, - делится Евгения. – Со временем удалось найти со всеми контакт, хотя изначально меня воспринимали в штыки, особенно девочки-москвички. Слухи, сплетни и неприязнь - через всё это довелось пройти.

Недосягаемый профессионализм 

Она гордится тем, что работала в одной из самых крутых и профессиональных команд киностудии.  Это и режиссеры «Ералаша» - Семен Морозов и Алексей Щеглов, директор Аркадий Григорян,  звукорежиссёр Татьяна Рыжова, оператор Александр Мачильский, они и сегодня  продолжают дело  Бориса Грачевского.  В компании «Ералаша» сложилась тёплая уютная обстановка, куда могли прийти великие личности и так запросто попить чаю с бутербродом из докторской колбасы.

Борис Граческий уникально работал на съёмочной площадке с детьми. Для каждого находил особые слова, дурачился, корчил рожицы, катал на спине.

Евгения увидела воочию, как многие известные сегодня актёры начинали свою карьеру в «Ералаше». Как считали за честь сниматься в сюжетах киножурнала звёзды экрана, месяцами ожидая подходящего сценария. Ей  самой удалось сняться в выпусках со Станиславом Садальским и  Владом Топаловым.

-  Профессионализм Бориса Грачевского был недосягаем, - считает Евгения Панжинская. -  С одной стороны он был перфекционистом, с другой - мог найти для каждого подходящие  человеческие слова.  Давал возможность подработать нуждающимся в материальной поддержке актёрам и режиссёрам. С детьми ладить на съемочной площадке ох, как нелегко  - они неусидчивы, быстро устают, теряя ко всему интерес. Борис Юрьевич с ними и дурачился, и корчил рожицы, и на спине возил. При этом не упускал ни одного важного момента – от сценария до монтажа. Порой было очень трудно соответствовать его высоким требованиям, худрук специально создавал сложные ситуации, провоцировал.

Фото из архива Евгении Панжинской.
Фото из архива Евгении Панжинской. 

Через полтора года Евгении пришлось вернуться во Владивосток. Запись в трудовой книжке о работе на киностудии имени Горького открыла ей двери на телевидение. Она проработала на трёх теле-каналах.   Но нашла она своё призвание на радио. Вот уже почти 12 лет, с самого открытия,   голос Евгении Панжинской, точнее Евы Орлановой звучит на частоте 104.7 ФМ, на «Радио Дача Владивосток». Она счастливая мама, полна оптимизма и молодых задорных идей.

- Не у всех получается до конца покорить Москву, но это не трагедия, - признаётся Евгения-Ева. – Работа на киностудии  закалила, изменила характер, мне пригодились многие навыки нелёгкой профессии. А сколько я получила эмоций! Полтора года жила, словно в сказке, в которую не верила.

Евгения Панжинская считает Бориса Грачевского учителем, человеком, который дал ей важное напутствие: «Ничего ни у кого не проси. Хочешь чего-то добиться - делай всё сама». И она стала кузнецом своего счастья. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах