В ПРОШЕДШИЕ ВЫХОДНЫЕ ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ТЕАТР КУКОЛ ОТКРЫЛ НОВЫЙ СЕЗОН. В КОМПАНИИ ПРИВЫЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ТЕАТРА ПОЯВИЛСЯ ВЕСЬМА ПРИМЕТНЫЙ ПЁТР ИВАНОВИЧ УКСУСОВ, ПРОЩЕ ПЕТРУШКА. ОН ХОХОТУН И ЗАДИРА, ОСТЕР НА ЯЗЫК И ВСЁ ДЕЛАЕТ НАПЕРЕКОР.
Возрождением народного театра Петрушки занимается актриса, кукловод высшей категории Виктория ОРЕШКИНА. Этому направлению Виктория обучилась на специальных курсах при ГИТИСе, а на создание проекта «Жив Петрушка» получила стипендию от Союза театральных деятелей России. Она с душой играет в проекте «Лес чудес» для самых маленьких, в моноспектаклях, выезжает в детские сады и школы.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К КУКЛАМ
– Виктория, как вы оказались в кукольном театре?
– Я родилась в Находке, выросла во Владивостоке, активно занималась спортом, о стезе актрисы или кукловода и не помышляла. В начале 90-х годов отправилась на Камчатку, где мой знакомый работал в театре кукол («Камчатский театр кукол» – ред.). Помню, как сидела в фойе, и вдруг по лестнице со второго этажа спустилась весёлая бригада кукольников – с песнями, под гармошку. Они прошли мимо меня в зрительный зал. Я не удержалась от любопытства, заглянула. Шла репетиция спектакля о судьбе старых кукол, заброшенных на чердак. Я была потрясена до слёз и, вернувшись во Владивосток, тут же отправилась поступать в Дальневосточный институт искусств. На первом же туре была отсеяна.
Через некоторое время вышла замуж, уехав в Петропавловск-Камчатский на постоянное место жительства. И снова пришла в театр кукол в надежде устроиться в бутафорский цех. Меня заметил худрук театра Зиновий Ефимович Кужелев, предложив попробовать себя в качестве актрисы. Сначала взяли во вспомогательный состав, а в декабре назначили Снегурочкой в новогоднем спектакле, это была моя первая большая роль.
– Как сложилась судьба в дальнейшем?
– 22 года прослужила в театр на Камчатке, участвовала во многих драматических постановках - и живым, и кукольным планом. Отучилась на театрального режиссёра. У нас проводился дальневосточный фестиваль «Папа Карло», где познакомилась с коллективом Приморского театра кукол. Наконец после долгих лет я решила вернуться на родину, хотя Камчатка – край, который от себя долго от себя не отпускает. Когда улетала, была жуткая пурга, по дороге в аэропорт попала в аварию… Слава богу, до Владивостока добралась, где мне предложил сотрудничество замечательный Виктор Васильевич Бусаренко. Я поступила в Приморский театр кукол уже с большим опытом, со своими достижениями. Три года прошли продуктивно.
ВЕРА В ДЕРЕВЯННУЮ МЫШКУ
– Вы редкая актриса, которая любит играть спектакли для самых маленьких зрителей. Почему вам так полюбилась эта непростая аудитория?
– Действительно, по предложению Виктора Бусаренко я стала работать над спектаклями для малой сцены, для самого раннего возраста. Для начала это был моноспекталь «Гуси-лебеди», настольный театр для ребят от 2 лет. В этой постановке я играю все роли одна – за сестрицу и братца, и за Бабу-ягу, сказительницу, ещё за многих персонажей.
Эффект получился потрясающий, ведь дети смотрели на меня на расстоянии вытянутой руки, искренне верили и сопереживали бесхитростным героям. Вспоминается трогательный случай. Согласно сценарию, маленькая деревянная мышка-норушка пожаловалась: «Ребятушки, совсем оголодала, не найдётся какой-нибудь крошечки завалящей?» И вдруг со стульчика поднялась малышка с глазами, полными слёз, и ответила мышке: «Нет, мы не знали, ничего с собой не взяли!»
Кстати, игрушки в таких постановках приближены к детству, к примеру, Баба-яга сделана в стиле погремушки, поэтому дети её не боятся. Для раннего возраста не нужны шумные или крикливые спектакли.
– Имел ли успех проект «Лес чудес», основанный на приёмах бэби-театра?
– Я играла в проекте в паре с актёром Алексеем Авдеевым. Прежде всего, наш бэби-театр отличается отсутствием сцены. И актёры, и куклы, и зрители находятся в одном пространстве леса, где можно ходить, дотрагиваться до кукол и принимать активное участие в действе. Идея отличная, и не обязательно сразу вести маленького ребёнка на большой спектакль, где он не усидит. Поэтому и придумываются новые формы подхода к малышам. «Лес чудес» собирал аншлаги, правда, перед самым закрытием на карантин пришла одна девочка, которая пряталась за маму. Мы играли на одного зрителя, и получился полноценный добротный спектакль. Сегодня есть тенденция понижать возраст для бэби-театров. Приводят детей с рождения, а также с удовольствием ходят беременные, будущие мамочки!
Повторю, малыши раннего возраста – мои любимые зрители. С юности я много работала на детских праздниках и была самым популярным аниматором на Камчатке. Конечно, театральный проект требует более высокого уровня мастерства.
БЕЗ ПИЩИКА – МОВЕТОН!
– Давайте поговорим о вашем проекте «Жив Петрушка». Как пришла идея о продвижении народного театра?
– Я являюсь членом Союза театральных деятелей, и появилась возможность получить от организации стипендию на реализацию самостоятельного проекта. Виктор Васильевич посоветовал выбрать петрушечный театр, и я начала собирать материал. В чём оригинальность замысла? В средней полосе России традиции народного театра активно возрождаются, ведь именно там по улицам, дворам и ярмаркам ходили кукольники с большой ширмой-юбкой и перчаточным Петрушкой. Для Дальнего Востока это в диковинку, тем интересней было взяться за проект.
Однажды меня позвали поиграть в уличном представлении театра ТОФ, посвящённом Дню военно-морского флота. Для эпизода ярмарки нужен был кукольник. Моё выступление вызвало восторг у зрителей. Я почувствовала, что фольклорный театр может стать моим коньком.
– Петрушка для детей – злой или добрый персонаж?
– Ни тот и ни другой (улыбается). И это требует осмысления, прежде всего родителей. У Петрушки и всех его комических собратьев по миру (Пульчинеллы, Панча, Полишинеля) непростой характер. Они грубияны, задиры, драчуны, кривляки, иногда растяпы, но очень весёлые. У всех отличительная черта внешности – большой крючковатый нос и миндалевидные глаза, а ещё горб, который в Средневековье считался отличительным признаком мудрейших людей, обладающих знаниями потустороннего мира.
Петрушка обладает чертами простых неучёных людей. Он не учит хорошим манерам, всё время делает наперекор, как не следует. Но над ним смеются, что дети должны уловить. К народному театру зрителя нужно подготовить, всё грамотно растолковать. Любой воспитатель может возмутиться: разве этому можно учить малышей?
– Почему у Петра Уксусова такой противный голос?
– Это ещё одна традиция народного театра. У всех петрушек и его собратьев голос рождается с помощью специального устройства – пищика. Две маленькие металлические пластины обматываются нитками, кладутся на середину языка и поджимаются к нёбу. И надо говорить в это устройство. Получается смешной, дребезжащий тембр.
– Это опасно?
– Бывали случаи, когда пищики глотали. Это невероятно сложно, учитывая, что многие буквы не проговариваются. Отсюда ещё один канон – рядом с Петрушкой живым планом играет актёр-музыкант – гармонист, балалаечник, шарманщик. Он переговаривается с Петрушкой и доносит до публики более чёткую речь. Петрушечный театр без пищика – моветон. Этим и другим премудростям меня научили на специальных курсах, которые проходили в ГИТИСе, преподавателями выступили актёры из театра «Бродячий вертеп», они мои кумиры.
– Что удалось сделать в рамках проекта «Жив Петрушка»?
– Самую главную перчаточную куклу Петрушку мне изготовили на Камчатке. Появился персонаж многих петрушечных историй – Цыган, а также забавная лошадь. На юбилее театра я успела показать известный сюжет о том, как цыган лошадь продавал. Сегодня сделаны плоскостные трафаретные братья Петру Уксусову, и будет поставлен познавательный спектакль на эту тему. Пока проект будет реализован на малой сцене, с фойе театра, а также на выездах в школах и детских садах.
У меня есть большая мечта – организовать у нас во Владивостоке Дальневосточный, международный фестиваль уличных театров Петрушки! Пригласить мэтров этого театрального искусства и показать, заразить, вдохновить людей народным творчеством, культурными истоками и фольклором!
– И напоследок, чем же полезен театр кукол?
– Как ни странно это звучит, но он помогает детям адаптироваться в социальной среде. Есть много психологических спектаклей, которые подсказывают выход из сложных ситуаций, дают понять, как важно оставаться самим собой. И даже меня, взрослую и бывалую, трогают простые кукольные истории. И, конечно, театр кукол призван научить своих зрителей радоваться.
Кстати:
Приморский краевой театр кукол возобновил свою работу с 1 сентября. О ближайших спектаклях Приморского краевого театра кукол можно узнать на сайте - http://primpuppet.ru/
ВРЕЗ:
Народный театр требует осмысления и детей, и взрослых. Ведь Петрушка не подходит под амплуа доброго или злого героя. Он славный малый!