Почему в ранние годы подавляющее большинство малышей обожает рисовать, создавая свой яркий мир, где много фантазии и непосредственности, а в школьные годы многие «отсеиваются»? Остаются ли те, кто учится в художественных школах или студиях, кому помогают родители не растерять талант.
На эти вопросы поможет ответить выставка «Просто о сложном или необыкновенное в обыкновенном». Экспозицию детских работ представила в первые дни лета Приморская картинная галерея в залах на Партизанском проспекте, 12. Авторы картин обучаются в арт-студии под руководством художника, члена ВТОО «Союза художников России» Светланы Фирюлиной.
Не по схеме
Светлана Фирюлина родилась и выросла в небольшом посёлке городского типа Омсукчан, что расположен в 600 километрах от Магадана. Суровая арктическая природа стала для девочки источником вдохновения – ранняя и поздняя осень, белоснежная зима. До сих пор родные пейзажи у нее получаются самыми насыщенными, в то время как приморское побережье – немного сдержанное, в серебристых тонах. В 5 лет она уже мечтала стать настоящим художником.
После окончания школы Светлана переехала в Хабаровск, где начались активные поиски своего пути. Её заметил художник из Владивостока, преподаватель Дальневосточной академии искусств, будущий муж предложил ей получить образование в вузе, и она согласилась. Сегодня она довольно известный художник поколения 30-летних, много участвует в коллективных и в персональных выставках. Студию, где обучаются как дети, так и взрослые, она открыла на базе галереи в 2019 году.
«Это наша первая студийная выставка, промежуточный итог работы с ребятами, – рассказывает педагог. – Я стараюсь представить альтернативу академическому образованию в сфере изобразительного искусства. Мои ученики оказываются в неформальной творческой обстановке. У меня своя методика, основанная на индивидуальном подходе, я не ориентируюсь на среднего ребёнка или ребёнка с более развитыми навыками. Мы используем современные художественные материалы, различные техники, экспериментируем»
Светлана не учит схемам – как правильно рисовать зайчиков, деревья, облака, при этом умудряется дать ценные знания по основам живописи, рисунка, композиции. Задача номер один – придумать своё произведение, сюжет, выстроить его гармонично. Иногда источником вдохновения являются разные вещи и предметы. Вазы с декоративными цветами, лейка, фигурки птичек, домикискворечники – что ещё нужно для весеннего графического натюрморта? Можно выложить на столе новогодние игрушки, свежие яблоки, морские раковины, мамины украшения… да всё, что угодно!
Творческая цель – найти простое в сложном, выявить главное и найти в этой уйме предметов и явлений свою неповторимую гармонию.
– Любуясь картиной, зритель видит изображение обычных, повседневных предметов, но через несколько секунд перед ним раскрывается целый мир, полный смыслов, внутреннего содержания и красоты. Это история, которую могут поведать вещи о людях и о времени, – соглашается искусствовед Алёна Серебрякова.
Чудесное и необыкновенное Светлана Фирюлина показывает детям, что рисование – интеллектуальное и увлекательное занятие, а ещё очень весёлое. Фантазии ученикам не занимать. Так, в работе «Цирк» 8-летней Леи Дутовой дрессировщик укрощает хамелеонов, у 13-летней Дарьи Номоконовой в вазе расцвели подсолнухи в стиле Ван-Гога, у Дарьи Козьминой оживают чудо-деревья.
«Они все разные! – с гордостью говорит о своих учениках педагог. – Дети смелые, открытые. Несмотря на ранний возраст, смешивают акварельные карандаши с гуашью, акрилом, получается хороший результат, сложные интересные композиции. Мы все по-разному видим окружающий мир. Поэтому цвет в живописи – важная составляющая, но весьма условная. К слову, женщины видят больше оттенков, чем мужчины. И многое зависит от характера ребёнка – один пишет экспрессивными мазками, другой – плавными линиями»
Светлана не настаивает, чтобы все её воспитанники пошли по профессиональному пути художника. Они дети разносторонние: занимаются музыкой, танцами, гимнастикой, шахматами.
«Это здорово, когда дети развиваются в нескольких направлениях, – считает Светлана Фирюлина. – Сама я в детстве занималась шитьём, вязанием, вышиванием из бисера. Очень чувствую поддержку родителей своих учеников. Приятно, когда старшее поколение проявляет к увлечениям детей трепетное отношение»
«Мы часто умиляемся маленьким художникам и их работам – выразительным, смелым в своей непосредственности, – делится искусствовед Алёна Серебрякова. – Но проходит немного времени, ребята подрастают, их творчество меняется, и мы спрашиваем себя: «Что произошло с юным дарованием? Куда исчезла эта смелость, яркость и выразительность?»
«На самом деле ничего особенного не случилось. Дети взрослеют, у них появляется более сложное представление об окружающем мире, накапливаются стереотипы, свойственные взрослым. Ребята начинают делать работы, приближенные, как им кажется, к реальности. От непосредственного детского творчества переходят к копированию окружающей действительности, или попросту – к натурализму. Основная задача на этом этапе – научить детей отказываться от чего-то второстепенного и малозначительного, отбирать выразительное, обобщать увиденное. Благодаря этому навыку начинающие художники смогут воспринимать, видеть и говорить просто о сложном мире с детской чистой и эмоциональной выразительностью. Став взрослыми, они будут видеть в самых обыкновенных вещах чудесное и необыкновенное»
«Творчество возникает лишь тогда, когда художник не только знает, как нарисовать, но и знает, что рассказать! Есть мысли, обязательно самим автором пережитые и сложившиеся. Ни в коем случае эти мысли не являются повторением чужих, но при этом они важные для многих других людей. И вот, когда «что» и «как» неразрывно соединяются друг с другом, сливаются в особое единство благодаря мастерству художника и его взволнованному отношению к жизни – тогда проявляется творчество, возникает произведение искусства», – заключает педагог.
Выставка продолжит работу до 2 июля