Грани творчества приморского художника Анатолия Кацука показали на новой выставке
ОН ДВИГАЛСЯ СРАЗУ В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ, И В КАЖДОМ ПРЕУСПЕЛ, ДОСТИГ ВЫСОТ. МОНУМЕНТАЛИСТ, СОЗДАТЕЛЬ ДЕКОРАТИВНЫХ СКУЛЬПТУР, МОЗАИЧНЫХ ПАННО, КОТОРЫЕ УКРАСИЛИ ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО. ОДИН ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОПУЛЯРНОЙ «ШИКОТАНСКОЙ ГРУППЫ» ХУДОЖНИКОВ, ВОСПЕВШИХ НА ПОЛОТНАХ КУРИЛЫ. МАСТЕР ТКАНОЙ ЖИВОПИСИ И АВТОР ГОБЕЛЕНОВ, ГДЕ ЦАРЯТ ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПРИРОДЫ.
Выставка работ заслуженного художника России Анатолия Кацука «Линия горизонта» открылась в Пушкинском театре ДВФУ. В марте этого года ему бы исполнилось 80 лет. Карантин перенёс планы на осень, и теперь масштабный проект открывает новый сезон в здании исторического и культурного значения Приморского края.
ШИКОТАНСКАЯ ИДИЛЛИЯ
Камчатка, Сахалин, Курилы стали Меккой для творческой интеллигенции Советского Союза 70–90-х годов прошлого века. Притянул магнитом суровый северный край художников со всех концов страны. Они вспоминают, как отправлялись из Владивостока до Курил большими компаниями по 20 человек, уходя с головой в пленэры с августа по октябрь. Как раз в этот сезон шла сайровая путина, и рыбы было в изобилии. Аборигены островов полюбили художников, сделав из них некий культ, и бережно хранили картины, доставшиеся в подарок.
Живописцы трепетно и бесповоротно влюбились в курильский остров Шикотан, и «Шикотанская группа» стала совершенно отдельным явлением в советском искусстве, покоряющим искренностью и новизной. Что-то удивительное происходило с душами художников, попавших на «остров любви и свободы» (поэт Илья Фаликов). Среди них был и молодой, уже добившийся признания Анатолий Кацук. Сегодня зрители, пришедшие на выставку «Линия горизонта», с удивлением рассматривают живописные работы художника. Многие об этом узнают впервые, ведь Кацук ассоциировался у них с декоративно-прикладным искусством, и не более того.
Шикотан переводится с языка коренных народов как «лучшее место». Это эпицентр планеты «Курилия», куда прилетают НЛО. Северные пейзажи, где много суровых и мрачных оттенков. А если случается редкий солнечный день, то героем картины становится облако, что распласталось на прозрачном небе. Там романтичные голубые ели и деревья-динозавры с острыми лапами-ветками ощерились ввысь. Шикотанская идиллия – это маленькие домики в долине, окружённые зелёными сопками. Бухты, изрезанные скалами, и их очертаниям нет повторений. Это старые деревянные церквушки и японские маяки, от которых ещёидёт свет надежды.
О творчестве художника писал известный приморский искусствовед Виталий Ильич Кандыба. В частности, он считал, что Анатолий Кацук – особенный из шикотанской группы, ведь тот продолжал в одиночку путешествовать на северные острова в 90-е годы, когда всем казалось, что тема Курил себя безнадёжно исчерпала. Но художник нашёл свою нишу. И будучи на материке, в обычной жизни он сторонился плакатности и пафоса, а изображая Шикотан, и вовсе уходил от людей, «сознательно сторонясь шума и подробностей трудовых будней». Виталий Кандыба отмечает, что остров для художника стал интересен возможностью заглянуть в Вечность, увидеть целую Вселенную. В его работах «таится память о рождающих сушу вулканических катаклизмах Земли, о природе до нас, доисторической, ещё не захваченной человеком с бездушием оккупанта».
– Вы не знаете, кто этот грустный человек, который повторяется на многих картинах художника? – спрашивают молодые люди, посетители выставки. Одинокий путник через корабельные леера всматривается в островную даль. Говорят, что так Анатолий Кацук изображал на полотнах присутствие очарованного странника.
ФИЛОСОФИЯ ГОБЕЛЕНА
Директора Пушкинского театра Александр Вовненко удивило, что творчество такого интересного и значимого художника, как Анатолий Кацук, постепенно забывают.
– И это ещё больше спровоцировало, подтолкнуло сделать эту выставку, – сказал он. – Материал помогли собрать родственники художника, музей Арсеньева, частные коллекционеры. И получился большой проект, где воплотились различные жанры и техники мастера.
Официальная биография Антолия Кацука умещается в несколько строк. Он родился в северной глубинке, в Хорольском районе Приморья. После окончания Владивостокского художественного училища продолжил учёбу на отделении дизайна Московского высшего художественно-промышленного училища. Кацук основал секцию декоративно-прикладного искусства Приморской организации Союза художников РСФСР.
– Мы учились мастерству гобелена у западных и зарубежных мастеров, а после утвердили декоративно-прикладное искусство Дальнего Востока в СССР, – рассказывает друг Кацука, известный художник Приморья Владимир Косенко.
Не случайно Виталий Кандыба назвал Анатолия Кацука зачинателем в тканой живописи Дальнего Востока. «Он ввёл в советский гобелен мотивы города у моря, – написал искусствовед. – Таинственное величие вулканов, безбрежье океана, паруса упругих ветров. Приморец по рождению внутренне точно высмотрел в нашей природе образы-символы, типичные лейтмотивы, необходимые философствующему искусству гобелена».
Украшением выставки стал пятиметровый гобелен, сохранённый в семье художника.
– Анатолий Кацук создал много полотен – больших, монументальных, камерных, – обратил внимание руководитель проекта Александр Вовненко. – Их судьба не всегда, к сожалению, радостная: большое число произведений утрачены, и у нас есть только фотографии либо эскизы.
В городе Владивостоке сохранилась память о художнике-монументалисте, который в советскую эпоху преображал городское пространство. Так, в районе Мальцевской переправы он создал мозаичное панно, прославляющее трудовые профессии жителей Приморья. Монументальный экспонат разрушается, изображения перечёркнуты уродливым граффити, и это следствие равнодушия и безвкусия. Удалось сберечь дивную мозаику планетария, что разместился во Дворце детского творчества Владивостока.
Так выставка «Линия горизонта» показала не только художественную, но и социальную значимость работ Анатолия Кацука. Будь то живопись, гобелен или декоративное панно – в каждом маленьком и большом шедевре прослеживается стиль, объединяющий природу, человека и материю, застывшую в камне и металле.
Кстати
Работы Анатолия Кацука сегодня украшают частные собрания и музеи России, США, Кореи, Австралии, Японии.
ВРЕЗ:
«Шикотанская группа» стала совершенно отдельным явлением в советском искусстве, покоряющим искренностью и новизной.