ТЕАТР ИМЕНИ ГОРЬКОГО ВТОРОЙ РАЗ В СВОЕЙ ИСТОРИИ СТАВИТ «МАСТЕРА И МАРГАРИТУ».
МНОГОМЕСЯЧНОЕ ЗАТИШЬЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ НАРУШЕНО. ПРЕССЕ, А ЗАТЕМ И ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ ПОКАЗАЛИ, ЧЕМ НАЧНЁТ НОВЫЙ, 88-Й, СЕЗОН ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР.
Эту премьеру ждали как прорыва. В самом начале – то есть в конце прошлого 2019 года, когда о постановке по Булгакову заговорили, ожидания касались вопросов типично театральных – актёрского состава, костюмов, декораций и режиссёрского подхода. Будет ли похоже на спектакль 30-летней давности?
Сегодня его ждут как прорыва коронавирусной блокады. Двери храма искусств закрылись еще зимой, и публика за это время изголодалась по театру. К тому же объявлено, что к постановке приложили руки мастера театрального искусства.
Художник по костюмам Андрей Климов из Москвы, Сергей Скорнецкий – художник-сценограф, лауреат премии «Золотая маска», хореография в постановке Ксении Лисанской из «Геликон Опера». Актёры театра Ефима Звеняцкого Владимир Сергияков – Воланд, Александр Славский – Пилат, Сергей Лисинчук – Азазелло, Сергей Гончаров – Коровьев, Максим Клушин – Бегемот, Александра Аубекерова – Гелла. Главные роли – Мастера и Маргариты – играет супружеская пара – Валентин и Валерия Запорожец. В роли Иешуа Га-Ноцри – Сергей Коврижиных, Фрида – Наталья Овчинникова.
По словам художественного руководителя Ефима Звеняцкого, спектакль не обошёлся без характерных и знакомых всем, кто за него брался, сложностей. Карантинный локдаун, вопреки ожиданиям, не пошёл на пользу. Времени на работу стало больше. В остальном – стало сложнее. Средства на постановку изыскивали, не имея дохода от представлений, композитор писал музыку на удалёнке, не видя репетиций и света, нервировал каждый чих и пугал коронавирус, актёров сдували ураганы, многое меняли на ходу.
По словам Ефима Звеняцкого, этот «Мастер и Маргарита» должен быть добрым спектаклем. Он, вообще, сложен для постановки. У Булгакова слишком много конкретики – фантазии не оставлено простора. Чрезвычайно сложный спектакль.
– К нему все очень ревностно относятся, у каждого есть своё представление о том, как выглядят персонажи, – рассказал худрук театра имени Горького Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ. – Для кого-то Маргарита – стерва, живущая за счёт возможностей Булгакова. Но в то же время роман полон любви и чистоты, в нём тема сохранения мужского и женского.
Создатели использовали разные техники для оформления элементов спектакля. Разные, но одновременно существующие образы в костюмах актёров, различные блоки светового оформления и хореографии. Одновременное присутствие в сценах нескольких эпох, описанных Булгаковым. И при этом постоянство человеческой сути во все времена и во всех местах.