Примерное время чтения: 7 минут
2267

Живопись, согретая душой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Приморье № 14 07/04/2021
Сегодня на картины мастера зритель смотрит свежим взглядом.
Сегодня на картины мастера зритель смотрит свежим взглядом. / Фото Сергея Кирьянова. / АиФ

Картины Ивана Рыбачука – бесценное наследие

ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЁННАЯ ГОДУ 100-ЛЕТИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР ИВАНА РЫБАЧУКА, ОТКРЫЛАСЬ В ПРИМОРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ, НА ПАРТИЗАНСКОМ ПРОСПЕКТЕ, 12. В ЭКСПОЗИЦИИ – 47 ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ОТОБРАННЫХ КАК ИЗ АРХИВОВ ГАЛЕРЕИ, ТАК И ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПРОРЫВ

Иван Рыбачук – художник-легенда: юношей он служил на флоте во Владивостоке, потом отправился на войну с мольбертом в руках, после чего открыл для изобразительного искусства страны экзотику Дальнего Востока. Выставка стала поводом не только посмотреть свежим взглядом на картины мастера, но и вспомнить невероятные истории, связанные с этим человеком. Душа компании, большой труженик, у которого не было проходных работ, утончённый интеллигент, шутник и балагур… и лирический оперный тенор.

Почётный академик Российской академии художеств, член Союза художников СССР, художник-ветеран Великой Отечественной войны… Ивану Рыбачуку были подвластны в равной степени лирические пейзажи, портреты, натюрморты. Он пронёс через всю жизнь традиции русской реалистической школы – первым наставником стал ученик Ивана Репина Пётр Евстафьев. 7 долгих лет он служил на Тихоокеанском флоте, захватив военное время. А в 50-е годы отправился в длительные странствия – от Приморья до Чукотки, где родилась его большая тема – Дальний Восток.

– Картины Рыбачука дают почувствовать всю силу притяжения дальневосточного севера, – говорит частный коллекционер Олег Четвёркин. – Он оставил живописную летопись с плавбаз, китобоев, траулеров, подарив нам бесценное наследие.

В 1957 году Рыбачук первым из дальневосточных художников был приглашён провести персональную выставку в Москве. Выставка стала сенсацией. Никита Хрущёв распорядился подарить самую дорогую для художника работу «Сын Чукотки» премьеру Китая Чжоу Энлаю.

«В нём всегда присутствовала коренная основа типичного русского художника – душевность, – писал искусствовед Виталий Кандыба. –  И она, как вешнее половодье, затопляет все его северные мотивы, согревая их сердечным теплом. Без преувеличения, в его лице отечественная живопись совершила своего рода прорыв в круг новых, доселе никем и никогда не опробованных тем»...

Ещё одна триумфальная выставка Ивана Рыбачука состоялась в 1978 году: тогда 245 картин совершили турне по городам: Москва – Ленинград – Челябинск – Иркутск – Новосибирск – Астрахань – Магадан. Произведения художника разлетелись, как птицы, по музеям и частным коллекциям страны и мира. Подсчитать их количество не представляется возможным, только этюдов – тысячи.

 

 – Я вспоминаю его мастерскую в Союзе художников: на полу и стеллажах, всюду стояли картины, и между ними была тропинка, – рассказывает директор Приморской картиной галереи Алёна Даценко. – Иван Васильевич при жизни стал легендой приморского искусства, одним из столпов живописи. Выставка – продолжение большого проекта «Наследие», который ведёт галерея уже несколько лет. Представлено 47 произведений Ивана Васильевича. Это лучшие его картины – и пейзажи на тему Севера, и знаменитый «Молодой матрос», который стал визитной карточкой галереи, живописным символом нашего края; и неповторимые портреты. Мне очень повезло, что я общалась с этим прекрасным человеком.

 

– Наши воспоминания о нём очень весёлые, – делится председатель Приморского отделения Союза художник РФ Илья Бутусов. – С Иваном Рыбачуком связаны какие-то притчи, основанные на неординарных поступках. Его отличительной чертой была отзывчивость, внимание к друзьям и коллегам. Для нас, молодых художников, его мастерская стала своеобразной Меккой. Ко многим мэтрам мы не могли приблизиться, а Рыбачук был богом, к которому можно было обратиться, и в нём не было и зачатков высокомерия. А осознание его личности и того наследия, что он оставил, приходит только сегодня. Был период, когда реализм был не в моде. Теперь всё возвращается, происходит переоценка произведений той эпохи. Иван Васильевич Рыбачук – наш современник, хотя мы празднуем его столетие.

 

БОЛЬШОЙ ВЕЛИКИЙ ТИХИЙ ОКЕАН

– Парадоксально, но об Иване Рыбачуке нет больших искусствоведческих работ, – говорит кандидат искусствоведения Наталья Левданская. – Нам казалось, что этот человек будет всегда. С ним связано столько чудесных историй! И я думаю, что выставка должна стать определённым стимулом, чтобы заняться его творчеством всерьёз. Жизнь была его главным проектом, этот человек находился в постоянном движении. До самых глубоких лет он отправлялся на Академическую дачу художников имени Репина, и каждый приезд становился ярким событием – он привозил рыбу, икру, вино… Праздник и задор!

 – С 14 лет я дружил с Иваном Васильевичем, – вспоминает заслуженный художник России Сергей Черкасов. – Он знал великих художников, актёров, был вхож во все галереи столицы. Его знала вся страна. В Москве, начиная с аэропорта, вокзала.

Коллеги мастера из Московского отделения Союза художников никогда не забудут, как он привёз в столицу два огромных мешка сушёной корюшки и всех угощал. А подлинный разговор Ивана Козловского и Ивана Рыбачука вписан в историю приморского искусства золотыми буквами. Когда оперный певец услышал, как звучит лирический тенор художника, он заметил: «Иван, с твоим голосом нужно петь в Большом театре!». На что Иван Васильевич ответил: «Зачем мне Большой театр? У меня есть Большой Великий Тихий океан». Ещё у него был лимузин, который стоял у здания Союза художников. Рыбачук много работал, шофёр сладко дремал. А на обед в ресторан «Золотой Рог» хозяин авто предпочитал ходить пешком.

 – Когда в галерею заходил Иван Васильевич – это был праздник! – добавляет директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко. – Он говорил комплименты, и все преображались.

Сегодня к выходу в свет готовится книга «Алеутская 14-а», в ней художник Владимир Погребняк собрал живые истории о мастерах живописи.

 – Тот, кто впервые видел Ивана Рыбачука, мог подумать, что он скорее артист, чем художник, – говорит Владимир Погребняк. – Великолепная речь, талант оратора, чувство юмора, чёрный костюм, галстук, белая рубашка, неизменная шляпа. Всё это говорило – перед вами истинный интеллигент.

Куратор выставки Людмила Варламова припомнила одну из цитат художника: «Люблю искусство, люблю женщин, они цвет и свет жизни, люблю детей, люблю всё!»  В этих словах весь Иван Васильевич. Народный художник светлого мироощущения.

Выставка должна стать определённым стимулом, чтобы заняться его творчеством всерьёз. Жизнь была его главным проектом.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах