Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Примерное время чтения: 6 минут
127

Жонглёр от искусства. Сразу две выставки обогатили культурный Владивосток

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 47. "АиФ-Приморье" №47 19/11/2025
Работы мастера можно увидеть сразу в нескольких залах.
Работы мастера можно увидеть сразу в нескольких залах. / Жанна Беляева / АиФ-Приморье

Джон Кудрявцев – широко известная личность в культурных кругах города, живописец, график, иллюстратор, создатель необыкновенных техник. Добрый человек и светлый философ.  Он ушёл из жизни девять лет назад, а 26 ноября 2025 года ему исполнилось бы 70 лет. Каждая выставка уникальна по наполнению. Так, в Приморской картинной галерее впервые экспонируются 10 автопортретов художника, а Музей Города широко знакомит зрителя с его книжной графикой.

«Всех любил, меня любили»

«Можно ли Джона (Евгения Александровича) Кудрявцева назвать достопримечательностью Владивостока? Именно так написали о нём в преддверии памятных выставок», – начинаем разговор с куратором выставки на Партизанском проспекте, другом художника и исследователем его творчества Юрием Волкогоновым.

«Скорее всего, речь идёт о бронзовой скульптуре «Художник», установленной в 2021 году на улице Светланской, близ галереи «Арка». Нет сомнения, что прототипом фигуры стал Джон с известного снимка фотографа Сергея Кирьянова: художник с картинами под мышкой, свободная рука – в прощальном жесте… Таким его видели и помнят тысячи жителей приморской столицы. Удивительно – это первый памятник представителю художественной братии с момента основания Владивостока», – рассказывает Юрий Волкогонов.

Как пишет исследователь в аннотации к выставке, определяющим понятием для творчества Джона является «свобода». В авторском интервью, взятом Волкогоновым в мастерской, Джон признавался, что научился рисовать и ходить одновременно, а «счастье – то время от рождения и лет до шестнадцати»: «Совершеннейшая свобода! Никаких обид. Никто меня не трогал. Ни с кем я не конфликтовал. Всех любил, меня любили».

Будущий художник появился на свет предпоследним, десятым ребёнком в многодетной семье в селе Скородум Свердловской области. Отец, прививший мальчику с малых лет любовь к тайге, охоте и рыбалке, дивился и восхищался нарисованными ребёнком зайцами, волками, лосями. А старший брат, вернувшись после службы в ГДР, привёз целые чемоданы заграничных фломастеров, пастелей, карандашей, разрешив Джону пользоваться без ограничений.

«В 11 лет Джон вместе с братом начал подрабатывать на оформительских заказах, а в 12 лет он был уже официально трудоустроен на должность художника в сельский клуб с зарплатой в 28 руб. 40 коп.», – заметил собеседник.

В середине 70-х годов выпускник Свердловского художественного училища отправился на службу во Владивосток, где прошёл службу в ВМФ. В память об этом времени потом носил чёрный берет морпеха.

В 80-е Кудрявцев работает художником-постановщиком на Приморском государственном телевидении, в Народном театре музыкальной комедии, даже внештатным корреспондентом «Красного знамени». Один лишь факт того периода: с 1986 года художник оформил более полусотни книг в Дальневосточном книжном издательстве.

И только на пороге нового века является широкой общественности как свободный мастер: в 1999 году галерея «Артэтаж» открывает его первую персональную выставку «Земля снов».

Проходит 17 лет. В ноябре 2016 года в музее Арсеньева готовится к открытию выставка Джона Кудрявцева «Письмо себе». Художник находится на пике популярности, его работы были узнаваемы и востребованы, галереи с удовольствием откликались на его очередную идею, ведь Джон так любит экспериментировать.

А его яркая, неповторимая харизма! Его прогулки от мастерской до набережной, напоминающие театральный перформанс, в котором горожане становились участниками. С улыбкой вырывая из его густой бороды хвойные ветки. Буквально за несколько дней до вернисажа выставки «Письмо самому себе» художник умирает. Но выставку всё же открывают – уже в память об ушедшем Мастере.

…и 10 автопортретов

Проходит время, но о Джоне Кудрявцеве не забывают, выставки его работ продолжают удивлять зрителей, открываются новые детали и особенности Вселенной художника. «Он будто вышел ненадолго, ушёл в мастерскую и работает в отрыве от внешнего мира», – говорят его знакомые, близкие, друзья. Была идея сделать музей из мастерской Джона, но что-то не задалось…

26 ноября – 70-летие художника. К этой дате в залах на Партизанском проспекте, 12 

Приморской картинной галереи открывается выставка «Привет, Джон». В экспозиции – около 40 работ как из фондов галереи, так и из частных собраний коллекционеров. Впервые собрано 10 автопортретов мастера. По словам Юрия Волкогонова, Джон внимательно исследовал как мир окружающий, так и свой собственный. Фиксировал себя в разном возрасте и в разном эмоциональном состоянии. Но не считал нужным включать автопортреты в выставки. Теперь этот пробел заполнится.

«В его работах реальность легко сочеталась со сказкой, мифом, детскими воспоминаниями или сновидческими сюжетами. К сожалению, оригинальные авторские техники и приёмы – аквалеп, жёсткий и мягкий неграв – ушли вместе с ним», – написал Юрий Волкогонов.

Русский – по своей сути

Другая выставка – «Земля Джона» – заработала в филиале Музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева на улице Петра Великого, 6. Представлены работы художника из разных творческих периодов.

Это и серия иллюстраций к книге Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»,  которую высоко оценил сам писатель. И серия портретов русских классиков – Толстого, Гоголя, Достоевского, миниатюры, в которых точно и с юмором подмечены реалии дня. Будет и излюбленный жанр – «автопортрет». На нём Джон молод, взгляд его серьёзен, впереди – большой творческий путь.

«Иногда мы пересекались с ним в храме Успения Божией Матери, куда от его хижины спуститься – два шага… Господь любит таких – нетребовательных «к жизни». Потому и люди их любят; у него не было врагов и недоброжелателей (ну, разве полтора экземпляра бесноватых профессиональных кляузников, коих корёжило, например, что он переименовал себя когда-то из Жени в Джона)», – вспоминал о Джоне поэт Юрий Кабанков.

Искусствовед Виталий Ильич Кандыба дал Джону одну из точных характеристик: «Всем известный выдумщик, актёр по жизни, жонглёр от искусства, Джон Кудрявцев стал в своём искусстве русским, по сути, художником Евгением Кудрявцевым. Из многоликого космополитического мастера на все руки превратился в национального по своему внутреннему стержню, одушевлённого художника именно из России».

Работы художника хранятся в Приморской государственной картинной галерее, Музее современного искусства «Артэтаж», галерее «Арка», частных и корпоративных коллекциях в России, США, Австралии, Японии, Германии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах