Комедия-фантасмагория «Ревизор» (16+) стала большим сюрпризом для зрителей вечернего спектакля в Приморском театре кукол. Во многом новаторская постановка действительно больше подходит для взрослой аудитории, способной посмеяться над вечным гоголевским сюжетом, над собой и считать глубокие смыслы, заложенные как писателем, так и создателями спектакля. В этом «Ревизоре» открыто действуют люди и куклы. И трудно сказать, кто играет ведущую, а кто ведомую роль.
Ну и пьеса!
Люди из далёкого прошлого, жители провинциального города 19 века, воспетого Николаем Васильевичем, встречают почтенную публику в фойе театра. А на сцене за несколько минут до начала действия возникают колоритные дворники того же городка. Мрачные мужики в фуражках и фартуках тщательно метут мостовые, складывая скомканные бумаги в вёдра.
Народ – массовый герой, который не так явно показан в первоисточнике, как в этой постановке. Всё в «Ревизоре» театра кукол начинается с живых людей-актёров, ими и заканчивается. Они – воплощение бедности, страдания и одновременно непреодолимой силы. Медитативная музыка в фольклорном стиле, отчаянные движения толпы, напоминающие устрашающий танец… А в центре – придуманная героиня Блаженная. Она улыбается небесам и звенит колокольчиком. Она – проводник в «неизмышлённую историю, произошедшую в городе N».
Режиссёр фантасмагории, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Сахалинского театра кукол Антонина Добролюбова уже ранее ставила в приморском театре сказку «Царевна лягушка». Между ней и коллективом возникло большое доверие. И когда поступило предложение поставить вечерний спектакль, с радостью согласилась. Но почему такое нагнетающее начало, ведь это комедия?
«Надо разговаривать с людьми о серьёзном, – парирует режиссёр. – О том, что тебя больше цепляет, не оставляет равнодушным. Большое значение в жизни человека имеет чистота существования. Но почему мы в отдельности – удивительные люди, но нас так легко меняют обстоятельства? И мы перестаём дорожить друг другом…».
Судьба пьесы полна мистических обстоятельств.
Режиссёр полностью шла от замысла писателя, от судьбы его пьесы, всех её противоречий и связанных с нею мистических обстоятельств. Известно, что сюжет Гоголю подсказал Пушкин, отсюда – лёгкое перо, доходчивый и меткий юмор, грандиозный успех. Казалось, после того, как пьеса вышла в свет, писателя возненавидели все сословия! Гоголь даже пытался бежать от обиженных и озлобленных, опасался преследования. В противовес этому - принятие официальной цензуры и хохочущий на премьере комедии Николай I. «Ну, и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!» – воскликнул император.
Двойная нагрузка
Надо сказать, кукольные театры страны довольно часто ставят «Ревизора». Гротесковые персонажи - симбиоз светского блеска, внешнего и внутреннего уродства – дают пищу для фантазии режиссёров, кукольных мастеров. Так, в 1926 году в постановке Мейерхольда чиновников сыграли люди из жизни без грима и масок, а в финале перед зрителями предстали куклы в человеческий рост. Немая сцена ошеломила. А, например, в Псковском театре драмы публику пугают и смешат куклами в виде монстров. В Ставрополе поставили «Ревизора» с гигантскими куклами под потолок, правда, самого главного героя – Хлестакова – из постановки исключили.
Эксперименты продолжаются. В варианте Приморского театра кукол получились сравнительно небольшие чиновники-куклы из папье-маше. Не люди – насекомые.
«Гоголь собрал всё самое плохое и гнусное, что происходит в обществе, и превратил это в комедию, так у нас получился образ свалки. А там чаще живут насекомые. И мы поняли, что чиновники должны быть представлены именно жуками, – поясняет Антонина Добролюбова. Впрочем, в чиновниках можно увидеть не только жуков. Так, Земляника больше похож на мокрицу, а Хлестаков – на кузнечика».
И тут начинается самое интересное. Живые актёры будто раздваиваются. Народ насекомыми с помойки брезгует, отворачивается, хочет убежать, но несносные бумажные твари наседают на них, подчиняют своей воле. Одновременно актёры оживляют своих героев. Но если в традиционном кукольном спектакле они находятся за ширмой либо скрываются в темноте, то здесь остаются на виду у зрителя.
Почти перед каждой фразой нужно успеть прожужжать. Сквозь «жжжж» знакомый текст Гоголя – на удивление – звучит ярче и сильнее, и в чём секрет – однозначно сказать невозможно. С точки зрения технической и драматургической спектакль получился сложнейший, хотя и смотрится он на одном дыхании. Режиссёр отметила – насколько трудолюбивы и самоотверженны актёры театра кукол. Казалось, ещё немного, и они упадут от усталости, но продолжают играть в своих больших драматических ролях, справляясь с двойной нагрузкой. Алексей Белов, Оксана Иванова, Виктория Орешкина, Виктория Яскина, Алексей Авдеев, Роман Легкодухов, Вадим Копа, Денис Шамрин, Анастасия Капшук – все они заслужили бури оваций и большой зрительской благодарности.
Бумажные чинуши
В этом спектакле примечательны детали. Стоит отметить, с какой любовью изготовлены куклы сценографом, мастером из Рязани Ларисой Микиной-Прободяк. Можно только восхититься разнообразием карикатурных образов насекомых – их формами, чертами лиц, костюмчиками и платьями, бакенбардами и паричками, трепещущими ножками и крылышками. Декорации – огромный комод с выдвижными ящиками вместо ширмы. Вместо кареты – мусорная тачка. Уморительно, как суровая обстановка города N превращается в хоромы Городничего – с помощью искусственных пальм и цветов. И прыгая по верхушкам пальм, кузнечик-Хлестаков отчаянно волочится за матерью и дочерью одновременно. К «ревизору» подползают все кому не лень и забрасывают взятками. И даже народ отдаёт последние пять червонцев.
«Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеётесь!.. Эх, вы!» Пишут, что поздний Гоголь стал говорить о духовном смысле своего творения. Ну и ни для кого не секрет, что он стал абсолютным пророком общественной жизни России на века вперёд. Немая сцена удивит. И правда, со взрослым зрителем нужно разговаривать серьёзно.