С момента гибели «Александра Обухова» прошло 33 года, в то время самую крупную морскую катастрофу пытались замолчать, поэтому официальных документов, рассказывающих о причинах гибели плавбазы, найти не удалось. Так что восстановить картину событий той трагической ночи удалось лишь со слов очевидцев.
Суета перед путиной
Судно, принадлежавшее «Дальморепродукту», готовилось выйти в очередной рейс. Накануне оно прошло ремонт в «Дальзаводе». Говорят, что тогда возник небольшой пожар, но всё обошлось. Плавбаза стояла у 42-го причала кормой к берегу, носом к бухте. Рыбаки получали промысловое оборудование, завозили продукты. Одним словом, стояла самая обычная предрейсовая суета.
Горючего на борту хватало для работ судовых дизелей. Топливо и пресную воду только собирались бункеровать. Плавбаза была лёгкой и, соответственно, вела себя неустойчиво: внизу - пусто, а наверху находился груз. К тому же, в начале мая 1982 года стояла тёплая погода и во всех жилых каютах были открыты иллюминаторы. Беспокойства это не вызывало. Большая часть экипажа уволилась на берег. У плавзаводов длинные рейсы, поэтому всех тех, кто не был занят, отпустили побыть с семьёй.
Роковой насос
В 20.00 появился крен. Вахта судна объясняла это пустыми танками. Есть версия, что береговые службы всё же предлагали зажать судно буксирами, но рыбаки отказались. Между тем судно продолжало раскачиваться и ночью легло на левый борт.
«Это безобразная авария, - считает Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. - И возникла она на пустом месте. В своём большинстве трагедии, которые происходят с морскими судами в море или, как у нас, в порту, при детальном рассмотрении настолько просты, что порой удивляешься. Вечером рокового дня на вахте стоял 4-й помощник, он сообщил капитану о крене и получил приказ выровнять его. Для этого существуют специальные бортовые танки, на плавбазе их было два. С их помощью регулируют балласт - закачивают или откачивают морскую воду».
Казалось, что скоро ситуацию исправят. Так и произошло, но после этого плавбаза накренилась уже на другой борт.
«В мореплавании это называется валкость, - продолжает Пётр Иванович. - У судна могла быть очень малая начальная устойчивость, либо нулевая, либо отрицательная. Поэтому сразу после того, как 4-й помощник доложил капитану о крене, вместо выравнивания надо было сыграть общесудовую тревогу и выяснить его причину. В советское время на судах, стоящих в порту, оставалась вахта обеспечения. Их называли пожарной вахтой, которая обязана находиться на судне после окончания рабочего дня и в случае необходимости поднималась по тревоге. И на «Обухове» наверняка была такая вахта. Если бы они вовремя осмотрели судно, то причину бы нашли и устранили. А она была банальной».
В пожарном трубопроводе, шедшем через 4-й трюм, во время ремонта вырезали кусок. Чтобы избежать течи, поставили некачественную заглушку. А пожарный насос на судне работал постоянно и гонял воду, так как пожар считается самым опасным бедствием. И в этой ситуации он сыграл роковую роль. Когда заглушка, не выдержав напора, выпала, вода пошла в цех. Судно стало крениться сильнее.
Новое выравнивание привело к тому, что вода из пожарной магистрали с силой перекатилась на левый борт и судно, не выдержав силы удара, легко на бок. В открытые иллюминаторы хлынула вода.
«Упал трап, затем начали рваться концы, и судно завалилось на левый борт, - вспоминает Мария Тармаева, очевидец трагедии. - На судне было много провожающих. Одни выскакивали и прыгали в воду, другие бежали по правому борту. Этот кошмар у меня и сейчас стоит перед глазами».
Факты и слухи
Катастрофа стала самым громким морским происшествием того времени, которое упорно старались замолчать. Версий случившегося было несколько, но в советские времена всё засекретили. Отсутствие официальной информации породило мифы и легенды.
Тогда говорили и о диверсии, и о сотнях человеческих жертв. Официально заявили, что на «Александре Обухове» погибли девять человек и один водолаз, который утонул уже после опрокидывания базы.
Официальной причиной трагедии назвали сильную течь в недоремонтированном заводом трубопроводе, через которую около 600 тонн забортной воды попало в трюм. Отмечалось, что экипаж принимал экстренные меры для спасения судна, но предотвратить катастрофу так и не смог. При этом ходили разговоры о том, что многие из членов экипажа были пьяны, поэтому не смогли противостоять беде. Впрочем, из-за режима секретности слухов по краю ходило великое множество. И, похоже, прав капитан Осичанский, называя эту катастрофу безобразной, возникшей на пустом месте.
Работы по подъёму плавбазы продолжались почти девять месяцев. Сначала водолазы извлекли тела погибших, заварили иллюминаторы, загерметизировали корпус, откачали воду и начали подъём. Но судно вновь завалилось на левый борт. Тогда решили использовать понтоны. Их подогнали с обеих сторон, завели под борт, утопили, а потом продувкой удалили воду. Так судно поставили на ровный киль.
Разумеется, ни о каком ремонте и речи не шло. Судно вывели из состава флота, а вскоре списали на «гвозди». В 1986 г. плавзавод разделали на металлолом. Капитан и второй механик получили тюремные сроки.
Справка
«Александр Обухов» - плавучий краборыбоконсервный завод. Построен в 1962 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Порт приписки - Владивосток. Бортовой номер - ПЗ-2708. Длина - 190 м, ширина - 20 м, водоизмещение - 15,3 тыс. т. Экипаж - 720 человек.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть