Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследований авиакатастрофы в Шкотовском районе Приморья. В августе прошлого года здесь разбился частный самолёт с путешественниками из Омска. Расследование показало, что в условиях тумана они потеряли пространственную ориентировку.
Разбились на посадке
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал окончательный отчёт об авиакатастрофе, произошедшей 6 августа прошлого года в Приморье. Тогда в Приморье разбился легкомоторный самолёт Bristell RG с бортовым номером RA-5500G. Эксперты пришли к выводу, что это произошло потому, что пилот потерял пространственную ориентировку.
Разбившийся самолёт нашли на склоне хребта Серебряный в двух километрах от села Стеклянуха.
Расследование показало, что авиакатастрофа произошла в 15 часов и 11 минут по местному времени.
Самолёт вылетел с посадочной площадки Пушистый в сахалинском Корсакове. Изначально экипаж вылетел из Омска. Побывав на Сахалине, они должны были вернуться на родину с промежуточными посадками в Приморье, Хабаровском крае и Иркутской области. Полёт должен был выполняться в неконтролируемом воздушном пространстве по планам авиации общего назначения.
Командир заранее подал план полёта, который согласовал Хабаровским региональный центр организации воздушным движением. При этом лётчик не запрашивал прогноз погоды по маршруту. Метеорологическую информацию он изучил на одном из погодных порталов в интернете. Она, как оказалось, была недостаточной.
При этом, как отмечается в отчёте МАК, перед вылетом экипаж не проходил обязательный предполётный медицинский досмотр.
Без видимости
На подлёте к посадочной площадке к Новоросии пилот вышел на связь с диспетчером Владивостокского центра организации воздушного движения. В этот момент он находился на высоте 2450 метров.
Тот передал ему давление района, в котором ему придётся лететь. Эти данные пилот установил на барометрическом высотомере.
Барометрический высотомер определяет высоту полёта на основании разницы между давлением на эшелоне полёта и у земли. Наземное давление района экипажам передают диспетчеры районных центров управления воздушным движением.
Давление QNH составляло 755 мм ртутного столба.
При заходе на посадочную площадку пилот отключил автопилот и перешёл на ручное пилотирование. В этот момент самолёт находился в 4 километрах от входного торца взлётно-посадочной полосы, при этом он был на 600 метров правее ВПП.
Над Приморьем в это время смещался циклон. Над южным Приморьем шёл ливневый дождь. Горы в районе посадки были закрыты облаками. Когда самолёт уже находился практически на посадочной прямой, пилот, видимо, не увидев ВПП, отклонился вправо. Тем самым он вошёл в горный район.
В 15.13 на скорости 220 километров в час самолёт ударился о склон горы Стеклянуха. Столкновение произошло с горой на высоте 390 метров. Скорость самолёта в этот момент составляла 200 километров в час.
Последние минуты полёта следователи определили по данным карты памяти пилотажного комплекса Garmin GDU460, который стоял на самолёте.
Воздушное судно сперва столкнулось с деревом на склоне, а затем ударилось в гору. В тумане пилот потерял пространственную ориентировку, не увидел гору, и влетел в неё
Хаотичные движение
После того как экипаж в положенное время не вышел на связь, в Приморье объявили тревогу. К месту предполагаемой катастрофы вылетел Ми-8 аварийно-спасательной партии. Однако, выйти в зону катастрофы экипаж спасателей не смог из-за 10-бальной облачности.
Место катастрофы обнаружили лишь на следующее утро с земли.
На борту разбившегося самолёта омичи Сергей Фёдоров и Алёна Калагурова. Оба они были частными пилотами. Их похоронили на родине в Омске в августе прошлого года.
Любопытно, что пилот – Сергей Фёдоров перед вылетом знал, что по прогнозу горы в районе посадки будут закрыты облаками. Облачность в районе посадочной площадки превышала полтора километра.
Войдя в слои облачности, пилот не имел пространственных ориентиров. По правилам, не видя на посадочной прямой взлётно-посадочную полосу, он должен был уйти или на второй круг, или на запасной аэродром.
Выводы расследования МАК показывают, что пилот не имел допуска к полётам в облаках и у него, судя по всему, не было подобного опыта. Это, видимо, и стало роковым фактором.
Расследование Межгосударственного авиационного комитета показало, что причиной катастрофы стал именно не уход командира экипажа на запасной аэродром в условиях недостаточной видимости.
Опасное сближение
Выполнение полёта в районе посадочной площадки с произвольными курсами могло быть следствием отсутствия у КВС данных о текущем магнитном курсе.
«Отвлечение внимания и энергичные манёвры в облаках при отсутствии видимости естественного горизонта и наземных ориентиров могли способствовать ложному восприятию КВС положения и перемещения воздушного судна относительно земной поверхности – возникновению иллюзий пространственного положения», - говорится в сообщении МАК.
При этом в кабине несколько раз звучало предупреждение об опасном сближении с землёй. Командир воздушного судна на сигнализацию не реагировал и продолжил снижение.
Пилот постоянно маневрировал. Причём в отчёте МАК эти манёвры названы хаотичными. В результате самолёт вошёл в гору. Упавший самолёт обнаружили у подножья горы Лысой в районе села Новая Москва.
Разбившийся Сергей Фёдоров был опытным пилотом, но это не спасло его от катастрофы.