Примерное время чтения: 5 минут
822

Вертолет не спас. Женщина в Приморье умерла из-за блокады острова Путятина?

Каждый год с наступлением холодов жителям приморских островов становится сложно добраться до большой земли.
Каждый год с наступлением холодов жителям приморских островов становится сложно добраться до большой земли. / Виктор Бычихин / Из личного архивa

Жительница острова Путятина в Приморье погибла от панкреонекроза из-за того, что ей не смогли вовремя оказать медицинскую помощь. Непогода отрезала остров от большой земли, и флотский буксир эвакуировал 35-летнюю Юлию слишком поздно. Врачи сразу же поместили её в реанимацию горбольницы Фокино, но спасти женщину не удалось.

Чуда не произошло

35-летняя Юлия почувствовала себя плохо 13 января. В амбулатории на острове подозревали сперва острый панкреатит. Потом опасность повысили до панкреонекроза, то есть разрушения поджелудочной железы. В пятницу погода только начинала портиться. Но эвакуировать женщину морем уже было невозможно. Чтобы восполнить потерю жидкости, женщине поставили капельницу. В региональном центре медицины катастроф, вроде бы, даже были готовы в ночь отправить за пациенткой вертолёт, но с острова, якобы, сообщили, что постараются дотянуть до утра.

С утра ветер уже был таким, что никакой санитарный вертолёт не смог бы там сесть.

Отправились на поклон к военным, те выделили спасательный буксир, который смог в сильный шторм доставить на остров спасателей городской поисково-спасательной службы Фокино и эвакуировать женщину на Большую землю.

В Фокино Юлию без промедления отправили в реанимационное отделение местной больницы, которая находится в ведении Федерального медико-биологического агентства. Женщина уже находилась в состоянии, близком к  коме. И чуда не произошло.

Кто виноват в задержке, будет разбираться прокуратура. Сейчас, скорее всего, все будут пытаться переваливать вину друг на друга.

«Запланированная» трагедия

Теперь уже понятно, что трагедия была из разряда «запланированных». Каждый год с наступлением холодов жителям приморских островов становится сложно добраться до большой земли.

Между островом Путятина и приморским посёлком Дунай – меньше трёх километров. В обычное время здесь ходил паром. Но плавсредство сломалось ещё летом, а ремонт затянулся. Пока не закрылась навигация, жителей перевозили на частных лёгких катерах. С появлением в прибрежных водах льда это стало невозможным. Но и летом катера не обеспечивали транспортной доступности острова.

«Людей здесь – сотни, а за один рейс катер брал на борт всего 9 человек. На острове всё завозное. Оформить документы, сходить в поликлинику, получить пенсию или корреспонденцию почтальону – для этого нужно выехать на большую землю, - рассказывала жительница острова Светлана Попова. – Наши девочки рожают детей и на таких катерках с новорождёнными переправляются назад домой. Были случаи, когда шли из роддома к острову по льду».

Депутат думы Владивостока Дмитрий Новиков рассказывает, что и до нынешней трагедии отправлял запросы в администрацию края и прокуратуру, много претензий к администрации городского округа – почему не обеспечивают транспортную доступность отдалённых территорий?

«Я ждал решения проблемы, а не отписок. К слову, администрация ЗАТО Фокино по бюджетной обеспеченности находится на лидирующих позициях в крае», – добавил Дмитрий Новиков.

Заброшенный рай

Сейчас на острове постоянно живут меньше 600 человек. В СССР здесь работали известные на всю страну рыбзавод и зверосовхоз. Сейчас из работы – только местная школа. Люди кормятся с огородов да браконьерством, летом сдают комнаты туристам. Много заброшенных домов. В посёлке не хватает питьевой воды, случаются перебои с электричеством.

В прошлом году туристический сезон фактически сорвали – отдыхающие не смогли заехать на остров с автомобилями.

Старожил Путятина Виктор Бычихин жалуется на большие проблемы с питьевой водой. По его словам, подвоз администрация не осуществляет, колонок нет. Уголь на зиму завезли, а с дровами беда!

Глава ЗАТО Фокино (а именно в его состав административно входит Путятин) Александр Баранов до избрания на эту должность руководил местным отделом соцзащиты. Все нужды и чаяния жителей должен знать лучше любого. Так оно и было. Но от трагедии это не уберегло.

Летом жителей худо-бедно перевозили частными катерами. С владельцем маломерного плавсредства местная администрация заключила гражданско-правовой договор на перевозки. А вот с наступлением низких температур до окончания ремонта плашкоута «СП-Путятин» планировали использовать судно на воздушной подушке «ГИДРОЭЙР-10».

Но шторма сделали невозможным его использование.

Надо сказать, что по иронии судьбы плашкоут «СП-Путятин» вышел в первый рейс после ремонта в понедельник. Через день после смерти Юлии. Администрация Фокино объявила о том, что берёт все расходы по погребению не дождавшейся помощи островитянки на себя.

Пока же администрации предстоит объясняться с правоохранителями. Они возбудили уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий. Паром хоть и не ходил, администрация в нарушение требований закона и в обход конкурсных процедур предоставила организации – перевозчику 4 субсидии на общую сумму 14,5 млн рублей.

В упадок пришел завод, а с ним и остров? 

По словам ветерана рыбной промышленности Приморья Михаила Кондратьева, проблемы на островных территориях региона начались после распада Советского Союза.
И на острове Путятина, и на острове Попова (он расположен рядом с Владивостоком) в советское время располагались крупные рыбозаводы.

На Путятина, к примеру, рыбокомбинат работал с тридцатых годов прошлого века. На предприятии, которое занималось производством рыбных консервов, трудились до 800 человек. Консервированная копчёная камбала, которую производили на Путятине, шла даже на экспорт.

Пока было производство, содержать пирсы в порядке было необходимостью. Со смертью завода постепенно пришла в негодность и вся инфраструктура – от систем водоснабжения до обеспечения ледовых проводок.

На острове было мощное пирсовое хозяйство, а зимой в акватории ломали лёд буксиры, обеспечивая проходы для судов, которые поставляли рыбозаводу сырьё и вывозили готовую продукцию.

Как рассказывает Кондратьев, в нулевых рыбокомбинат начал приходить в упадок. Вслед за этим в упадок начал приходить и остров. Пока было производство, содержать пирсы в порядке было необходимостью. Со смертью завода постепенно пришла в негодность и вся инфраструктура – от систем водоснабжения до обеспечения ледовых проводок.
Аналогичная ситуация и на острове Попова. После закрытия рыбокомбината поддерживать жизнь на острове тоже перестало быть необходимым. Жителей Попова спасает только близость к Владивостоку. Но зимой, особенно когда ломается паром, остров по несколько дней остаётся в ледовом плену.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах