Примерное время чтения: 5 минут
4166

Предметы роскоши как инструмент манипуляции

Олег Белов / АиФ-Приморье



В среде состоятельных людей принято покупать предметы роскоши. Считается, что именно такие покупки являются лучшим средством для защиты своего капитала от инфляции и подтверждения своего статуса. Но так ли это на самом деле?

Факт первый. Продажа предметов роскоши выгодна их производителям. 

Предметы роскоши – это товары премиум-класса (дизайнерская одежда, сумки и аксессуары, ювелирные украшения и часы, косметика и парфюмерия), дорогостоящие объекты недвижимости и транспорт (поместья, яхты, самолёты, лимузины), объекты изобразительного искусства и коллекционирования, алкогольные напитки. В процессе производства и реализации предметов роскоши складываются те же экономические отношения, что и при производстве и реализации любого другого товара. Отличие заключается в цене, которая в большинстве случаев для предметов роскоши является искусственно завышенной. 

Если задать наивный вопрос «кому это выгодно», то ответ также поразит своей логической простотой: тем, кто производит предметы роскоши. Например, в сегменте товаров премиум-класса функционирует 75 ведущих производителей, продающих свои товары ежегодно на более чем 200 млрд. долл. США. Бернар Арно, глава транснациональной компании Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), которая возглавляет ТОП-10 компаний, производящих товары премиум-класса, является самым богатым человеком Европы. Его состояние оценивается в 100,4 млрд. долл. США. 

Но делают ли богатства этих людей счастливыми богатства своих обладателей? — Думаю, что нет. Почему некоторые люди не знают меры, и пытаются заработать больше, чем они могут потратить, для чего копят деньги? Ведь после смерти ничего с собой не заберешь, не лучше ли отдавать излишек на благо общества, на созидание? В книге А. Новых «АллатРа»  как раз раскрывается вопрос - что стоит за безмерным потреблением, и накопительством, что побуждает людей проживать свою бесценную жизнь, руководствуясь гордыней и эгоизмом.

Факт второй. Фетишизация предметов роскоши повышает спрос на них. 

Интерес к предметам роскоши постоянно поддерживается мировыми СМИ. Существуют так называемые консалтинговые фирмы, которые ежегодно составляют рейтинги производителей товаров премиум-класса (например, Deloitte Global Powers of Luxury Goods), рейтинги самых дорогих торговых брендов, рейтинги раритетных автомобилей (Historic Automobile Group International (HAGI), рейтинги редких алкогольных напитков (Knight Frank Luxury Index (KFLI) и т.д. 

В 2018 г. (рейтинг за 2019 г. будет составлен к лету 2020 г.) к самым дорогим предметам роскоши были отнесены бутылка ирландского виски 1926 г. (1,5 млн долл. ), золотая польская монета номиналом 100 дукатов (2,2 млн долл.), часы Ролекс «Единорог» (5,9 млн. долл.), картина Дэвида Хокни «Портрет художника» (90,3 млн. долл.). 

Составляются рейтинги аукционов, на которых продаются предметы роскоши. Лидерами этого рейтинга считаются Аукционный дом Кристис (Christie's), Сотбис (Sotheby's), Бонхамс (Bonhams), Доротеум (Dorotheum), Макдугаллс (MacDougall's). Постоянные публикации в глянцевых журналах и аналитические экономические обзоры динамики развития или снижения объёмов продаж в том или ином сегменте рынка предметов роскоши служат одной цели – вызвать желание приобретать. 

Привлечение внимания людей к предметам роскоши служит неким активатором спроса на них. Но человек вправе выбирать, как ему жить и какими ценностями обладать: материальными или Духовными. На сайте АЛЛАТРА ТВ есть замечательный международный проект “СОЗИДАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО”, в котором объединены тысячи людей единой целью - создать созидательное общество, в котором нет границ и разделений на бедных и богатых, в котором все равны и едины! 

Факт третий. Покупка предметов роскоши не гарантирует успешного инвестирования. 

Предметы роскоши, являясь товаром, подвержены колебаниям цен на них. В реальных экономических условиях продать предметы роскоши по цене, за которые они были куплены, или за большую цену, практически невозможно. В качестве аргумента можно использовать данные о динамике цен на предметы роскоши, которые приводит Knight Frank Luxury Index (KFLI). За последнее десятилетие антикварная мебель подешевела почти на треть (32%). Увеличение цен за десятилетний период на часы на 69%, монеты – 189%, ювелирные украшения – 138%, предметов искусства – 78% с учётом инфляции за эти же годы можно считать несущественным. Одна из причин – ограниченный спрос на такие товары. Количество людей в мире, способных покупать автомобили за 5 млн. долл. или картины за 100 млн. долл. США, в мире не так уж и много.

Факт четвёртый. Происходит трансформация мировой экономики и духовная эволюция человеческого общества. 

Состоятельные люди всё более активно меняют направление от демонстративного потребления к неприметному потреблению, инвестируя в образование, здоровье и пенсию. Участие в благотворительных аукционах становится одним из признаков статусности. Несмотря на существование рынка предметов роскоши, освобождение от потребительского шаблона, связанного с ними, приобретает характер тенденции.  

Известный писатель Иван Ефремов описал общество, в котором раритетные вещи являлись всего лишь музейными экспонатами, напоминающими о том времени, когда достоинство человека оценивалось не по его духовным заслугам, а по количеству накопленных денег. Кто знает, может и мы застанем время, когда живущие в нём состоятельные люди, будут помогать менее состоятельным получить образование, вылечиться или обрести достойную старость. И при этом самой выгодной инвестицией будет доброе дело.

Наталья Зиновчук, доктор экономических наук, участник Международного общественного движения АЛЛАТРА

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах