Откажется ли Китай от российской рыбы?
В СЕРЕДИНЕ ДЕКАБРЯ НЕОЖИДАННО ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПОСТАВЩИКОВ ПРИОСТАНОВИЛСЯ ПРИЁМ МОРОЖЕННОЙ РЫБЫ В КИТАЙСКОМ ПОРТУ ДАЛЯНЬ. НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК ОКАЗАЛСЯ ЗАКРЫТ ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ, ГДЕ ПРИНИМАЛИ УЛОВЫ РОССИЙСКИХ РЫБАКОВ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОД УГРОЗОЙ СРЫВА ОКАЗАЛАСЬ ЯНВАРСКАЯ МИНТАЕВАЯ ПУТИНА. РОССИЙСКИЕ РЫБАКИ ТЕРПЯТ МНОГОМИЛЛИОННЫЕ УБЫТКИ, ЧТО ЧРЕВАТО ОСЛОЖНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ВО ВСЁМ РЕГИОНЕ. РАЗБИРАЕМСЯ, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ, ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО И КАК БЫТЬ ДАЛЬШЕ.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Год назад, когда вспышка пневмонии, вызываемой коронавирусом нового типа COVID-19, называлась ещё не «пандемией», а «эпидемией», и была локализована в китайском городе Ухань, было сложно поверить, что уже к началу 2021-го Россия и Китай поменяются местами. Именно Россия будет восприниматься в Китае как источник заразы, и именно китайские власти будут предпринимать различные действия, чтобы свести контакт с россиянами и даже российской продукцией к минимуму.
В течение всей второй половины 2020 года китайцы планомерно закручивали гайки в отношении российских поставщиков (не только рыбы, но и, например, сои). По данным китайских источников, знакомых с ситуацией, 25 сентября из-за двух случаев COVID, обнаруженных у грузчиков, работавших в складах с мороженной продукцией, для приёмки зарубежной рыбы и морепродуктов закрылся порт Циндао (провинция Шаньдун) – один из двух портов, куда традиционно поставляли улов российские рыбаки.
Теоретически оставались (и остаются!) открытыми для поставок другие порты Китая. Однако, поставка-приёмка мороженной рыбы требует специальных условий: т.н. «цепочки холода». Крайне желательно, чтобы рядом с портами для приёмки находились перерабатывающие мощности, поскольку далеко везти рыбу и дорого, и чревато порчей товара. Быстро наладить такие же схемы в других портах просто нереально. К тому же многие из них имеют другую специализацию – например, Шанхай ориентирован на приём живой рыбы. Поэтому у рыбаков не было другого выхода, кроме как «сложить все яйца в одну корзину» и продолжать работать через один-единственный порт – хорошо известный российским туристам и морякам Далянь в провинции Ляонин.
Параллельно китайские власти ужесточали процедуры проверки импортируемой продукции. Так, с 13 ноября в КНР был введён новый порядок проверки водных биоресурсов, и каждый ящик с продукцией начали осматривать посредством специальных приспособлений. В результате скорость разгрузки транспортных судов замедлилась с 1-2 до 10 суток и более, так что уже в середине декабря возникла очередь из пары десятков ожидающих выгрузки судов с российской рыбой. Учитывая, что по итогам январской путины в порты Китая планировалось отгрузить не менее 150 тысяч тонн минтая и сельди, то даже, будь Далянь открыт, резкое увеличение сроков разгрузки попросту парализовало бы работу добывающего флота.
Между тем, 22 декабря китайцы нанесли по российской рыбной индустрии «ещё один удар». После того, как в Даляне было обнаружено около 20 случаев коронавируса, выяснилось, что один из «нулевых пациентов» работал грузчиком в порту. В результате местные власти ввели на неопределённый срок запрет на приёмку всей мороженной продукции зарубежного производства и её последующую дистрибуцию. Запрет позиционируется как временный, но о сроках его снятия официально не сообщается. В неформальной обстановке китайские представители говорят, что ограничения будут сняты после установки оборудования для тестирования и дезинфекции, однако, сколько для этого потребуется времени, непонятно. Например, порт Циндао, закрытый ещё в сентябре, до сих пор не принимает улов иностранных рыбаков. В частных интервью китайцы говорят, что, возможно, порты будут открыты только после завершения массовой вакцинации населения – на это уйдёт от полугода до года.
Кстати, было бы неверным считать, что закрытие Циндао и Даляня повредило только российским рыбакам. Не меньше встревожены, например, таиландские компании, которые традиционно поставляли сюда креветку и другие морепродукты. Однако, у них есть альтернативы в виде портов южного Китая. Российская же сторона оказалась фигурально в «безвыходном положении».
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?
Дело в том, что за долгие годы благополучия, связанного с востребованностью российской рыбы на китайском рынке, наши рыбаки так и не озаботились диверсификацией бизнеса. Объём поставок в Китай составлял более 60% российского рыбного экспорта (в 2019 году – 1,09 млн тонн). Ещё около 30% шло в Южную Корею (оставшаяся небольшая доля приходилась на Нидерланды, Японию, Белоруссию и другие страны). Однако, корейские порты, где теоретически готовы принять российскую рыбу, сейчас перегружены. К тому же корейские контрагенты также страдают от ограничительных мер, принимаемых Китаем, потому что значительная доля закупаемой рыбы и морепродуктов потом реэкспортировалась в КНР.
На Дальнем Востоке фактически нет ни собственных складов, ни достаточных объёмов переработки. Поэтому решить проблему отсутствия покупателей за счёт собственного спроса на продукцию быстро не получится. Сложнее всего сейчас добытчикам минтая – самой «массовой» дальневосточной рыбы, две трети улова которой традиционно забирал Китай (около 300 тыс. тонн в год). Даже если к февралю Далянь вновь откроется для российской заморозки, январская минтаевая путина будет сорвана.
Это грозит катастрофой для дальневосточной рыбной отрасли. Но насколько сложившаяся ситуация критична для Китая? В 2019 году Россия была лидером среди поставщиков водных биоресурсов на китайский рынок (27% от общего объёма импорта в 4,4 млн тонн). Однако в Китай наши рыбаки в основном продавали самую дешёвую продукцию – замороженную рыбу без какой-либо переработки (в основном, минтай, значительно меньше – сельдь, горбуша, кета, ещё меньше – палтус и камбала, совсем мало – моллюски и ракообразные). В магазины и на рынки такой товар почти не поступает, на него попросту нет спроса, так как китайцы предпочитают покупать живую рыбу. Наша рыба поступает на фабрики, где его обрабатывают, красиво упаковывают и в виде филе экспортируют, в том числе и в Россию. Из отходов производства делают рыбную муку. Уникальной эту продукцию не назовёшь, к тому же у Китая масса альтернативных каналов поставки импортного сырья и собственные огромные рыборазводные мощности.
Когда в течение 2020 года государство сократило субсидии китайским переработчикам, многие фабрики, работавшие в Даляне и его окрестностях, обанкротились или же перестали покупать мороженную рыбу у торговых агентов. Из-за снижения спроса цена минтая к концу 2020 года снизилась до $1–1,2 тыс. за тонну, тогда как в начале года она была на уровне $1,6 тыс. за тонну. Сейчас цен нет, как нет и продажи минтая – бондовые зоны, связанные с даляньским портом, закрыты, перевозка импортной замороженной продукции (как рыбы, так и мяса) строго запрещена, а владельцы складов предпочитают хранить на них мясо. Впрочем, в ситуации, когда российские рыбаки полностью зависят от своего покупателя-монополиста, можно предположить, что цена и дальше будет падать.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Фактически дальневосточные рыбаки поставлены перед дилеммой, как быть: просто ждать, когда китайские порты откроются, и продолжать работать по старинке, но на менее выгодных условиях; или пытаться сформировать «подушку безопасности» и диверсифицировать поставки, пусть и ценой отказа от тех прибылей, которые они имели ещё год назад.
В плане экспорта речь идёт, прежде всего, об активном развитии других направлений: Японии, Южной Кореи, Вьетнама, стран Южной и Юго-Восточной Азии. Однако, нужно помнить и о внутреннем рынке. Сейчас перерабатывающая промышленность в европейской части России и в Сибири практически не покупает дальневосточное минтаевое сырье. Да и сами россияне (в том числе проживающие на берегу моря!) не жалуют минтай вниманием, хотя многие употребляют его в пищу, даже не подозревая об этом: в виде крабовых палочек или «филе-о-фиш» в McDonalds. В результате береговая переработка на Дальнем Востоке слишком слаба и при нынешних объёмах сумеет обработать только десятую часть улова.
Ситуация едва ли не тупиковая, однако, нынешний кризис – закономерная расплата за долгие годы отсутствия какой-либо стратегии развития отрасли и ставки на сиюминутную прибыль. Если мы не хотим повторения таких ситуаций в будущем, необходимо любыми способами выходить из-под зависимости от китайского рынка. Трудно, не сразу выгодно, но необходимо развивать собственную переработку и одновременно продвигать свою продукцию. И тогда, быть может, в будущем мы будем даже благодарны нынешнему кризису за то, что он заставил отрасль выйти наконец из «ментальных 90-х» и начать думать о будущем.
В магазины и на рынки такой товар почти не поступает, на него попросту нет спроса, так как китайцы предпочитают покупать живую рыбу.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть