Независимым взглядом на ситуацию в демографии Дальневосточного региона России поделился член-корреспондент РАО, профессор РАН, член Русского географического общества и Союза журналистов России Кирилл ГОЛОХВАСТ.
Когда о том, что люди бегут с Дальнего Востока, начинают рассуждать жители других регионов нашей необъятной Родины, дальневосточникам становится немного обидно. Почему именно обидно, а не смешно, рассказал человек, который родился и вырос на Дальнем Востоке, но живёт сейчас на два города – Санкт-Петербург и Владивосток, хотя считает себя коренным дальневосточником.
– В чём основная проблема людей на Дальнем Востоке? Деньги? Проекты? Отсутствие внимания власти?
– Насколько я думаю, нет. Денег никогда много не будет. Надо самим зарабатывать. Строить заводы, а не только шмотки из Китая передавать. А внимания мы получаем побольше, чем другие регионы. Я думаю, дело в памяти. Вернее, в отсутствии «сцепления людей с землей». Человек в Смоленске живёт на земле, на которой русские живут тысячи лет. А дальневосточник?
– А сколько русские живут на Дальнем Востоке?
– Помните, чем отличается аристократ от простолюдина? Количеством колен предков, которые он помнит.
ДА, БЫЛИ ЛЮДИ…
– Как начиналось освоение этих территорий?
– Серьёзное освоение Дальнего Востока началось с похода Ермака и продолжилось плеядой великих путешественников XVI—XVII веков – Еналеем Бахтеяровым (Бухтияровым), Василием Поярковым, Ерофеем Хабаровым, Иваном Москвитиным, Дмитрием Копыловым и многими другими. Они все – выходцы из центральной и западной Руси того времени.
Экспедиция Москвитина и Копылова достигла Тихого океана в 1636–1641 годах. Вы понимаете – мы на Дальнем Востоке уже 400 лет!
Оценить заслуги этих людей у нас просто не получится – мы просто не того масштаба люди.
События, как например осада Кумарского острога, даже воспеты в песне «Во сибирской украине, во даурской стороне».
Ерофей Хабаров в 1651 году занял укреплённое селение даурского князька Албазы, недалеко от слияния рек Шилки и Аргуни, создав главный русский опорный пункт на реке Амур.
Албазино, как известно, минимум дважды пытались взять цинские войска в 1685 и 1686 годах. Наши предки сражались с 10-кратно превосходящим по численности войском китайцев. Эти осады вошли в список легендарных битв за Дальний Восток, наряду со сражениями Ермака с Кучумом и Цусимским сражением. Да, наши оставили Албазино по Нерчинскому договору (1689 год), но ни у кого больше не появлялось желание лезть через Амур-батюшку и хулиганить. Как известно, во время первой осады погибло 100 русских, во второй осаде уже 670 человек. Самое печальное, что в 2018 году население Албазино, согласно Википедии, составляло 357 человек…
Но тогда наши рвались вперед, сметая всё на своем пути мощными пассионарными волнами.
ЧУДЕСА В ИСТОРИИ
– История обычно обрастает былинными и мифическими чертами, есть ли такие на нашем Дальнем Востоке?
– В 1680-х годах в Албазино засияла первая чудотворная икона Дальнего Востока – Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть». Её, по легенде, принёс священноинок Ермоген, пришедший вместе с другими духовными лицами из Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря. Эта икона не раз защищала русских на Дальнем Востоке. В частности, она являла чудеса во время эпидемии моровой язвы и летом 1900 года во время девятнадцатидневной осады Благовещенска китайцами. Заступничество Богородицы помогло отогнать неприятеля от города. По легенде, китайские солдаты часто видели женщину в белом с ребёнком на руках, шедшую по берегам Амура и внушающую им страх.
Как оказалось, есть ещё одна икона, связанная с Албазино. Как свидетельствует сайт Хабаровской духовной семинарии, в её домовом храме в честь святителя Иннокентия Московского есть икона «Явление святых благоверных Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея отряду казаков в дозоре близ Албазинского острога в лето 1679».
ОСКОЛКИ ИМПЕРИЙ
– Эти 400 с небольшим лет – это вся история, что мы имеем?
– Давайте посмотрим ещё глубже в прошлое. На территории Дальнего Востока существовало несколько древних государств ровесников Киева, Новгорода и Москвы – империи Бохай (698–926 гг.) и империя чжурчжэней (1115–1237 гг.). Не будем вдаваться в подробности истории этих двух государств. Стоит лишь сказать, что империя чжурчжэней много лет успешно отражала нападки монголов – самой мощной армии той эпохи. Но подкупы и предательства элиты свалили не одну великую империю. Видимо, именно чжурчжэни (кины, хины) упоминаются в «Слове о полку Игореве», о чём пишет Гумилёв в труде «Поиски вымышленного царства».
Потомки этих великих империй живут среди нас в многонациональной Российской Федерации. Это некоторые коренные народы Дальнего Востока. Я специально расскажу лишь про один из этих народов, но есть и другие.
Недавно я был в посёлке Красный Яр, где живут удэгейцы – одни из потомков легендарных чжурчжэней. Легенда гласит, что чжурчжэни укрылись в лесах, вернувшись к традиционному обществу.
Я увидел, что именно там, в этом традиционном обществе, на краю цивилизации, а дальше тайга, и проходит сегодня линия фронта войны за будущее человечества в целом.
ОБРЕТАЯ, ПОТЕРЯЛИ
– Чем же таким отличаются коренные народы?
– Мы в больших городах и модных костюмах забыли, что такое помощь другу, что значит отдать последнюю рубаху. У нас сегодня – три совещания, завтра – семинар и тренинг, послезавтра – мы весь день без машины. Разговор с великолепным резчиком по дереву Владимиром Суляндзигой заставил меня взглянуть на русских и задуматься: в чём мы разные?
Мы, как они когда-то потеряли свои империи, тоже теряем нечто важное. Получая материальное, в погоне за новыми телефонами и прочим цифровым детритом теряем иное. Мы почти всё проиграли в больших городах. Почти всё. Мы стали слабыми в настоящем и любим тешить себя рассказами о былом величии и великой роли нашего народа. Мы заблудились и почти проиграли. Они, коренные народы, бьются за нас там, на краю мира.
Они сражаются за то, чтобы мужчина был мужчиной, а не крашеным «нечто», чтобы дети чтили стариков, за честь именоваться потомком былых героев.
– Так в чем же разница между нами?
– Мы – русские – не держимся за Дальний Восток, потому что мы не держимся больше ни за что, кроме золотого тельца.
Мы потеряли интерес к реальной жизни и заткнули дыру в сердце виртуальным и телевизионным бредом. Мы не верим в чудо. А удэгейцы не просто верят. Они знают. Они до сих пор ходят в тайгу и видят мир таким, каким его создал Бог!
На мой взгляд, миграция с Дальнего Востока имеет идеологические корни, а точнее отсутствие исторических корней. Нам нужно эту историю возрождать! На территории только Приморского края около ста городищ бохайцев и чжурчжэней. Это сейчас наша с ними общая история. Нам нужно помнить, что мы, граждане Российской Федерации, и русские, и удэгейцы, и ульчи, и многие другие, являемся наследниками древних народов, живших на Дальнем Востоке. Этой совместной истории проживания – тысячи лет!
– А вы лично ощущаете историю в себе?
– Я ощущаю ответственность. Здесь лежат все мои предки. Я потомок защитников Албазино. Мою прабабушку звали Прасковья Федотовна Васильева, и она, как сама говорила, была «из старых, из первых». Не просто староверов, а из самых старых поселенцев Дальнего Востока. Я перепроверял, действительно, среди защитников Албазино был человек по фамилии Васильев. Он вполне может быть моим предком. Почему бы этой семейной легенде не быть правдой?
Нам в XXI веке необходимо осознать связь с прошлым, причём не только классической русской историей, но и с историей новых земель, которыми являются Приморский и Хабаровский край, Амурская область, Якутия и весь российский Дальний Восток. Только тогда мы станем на этой земле своими, и она обретёт для нас настоящую ценность.
Я считаю, что именно отсутствие корней сегодня позволяет нам так легко мигрировать с этой благословенной земли.
ВРЕЗ:
Оценить заслуги покорителей Дальнего Востока не сможем, мы люди не того масштаба.
Досье
Кирилл Сергеевич Голохваст родился в г. Белогорске Амурской области в 1980 году. В 2003 окончил Амурскую государственную медицинскую академию (лечебное дело), в 2010 — Дальневосточный государственный технический университет (преподаватель высшей школы), в 2019 — Дальневосточный федеральный университет (юриспруденция). Стажировался в университетах Японии и Израиля. В активе более 400 статей, 8 монографий, 9 учебных пособий, 32 патента. Член международных научных сообществ: EUROTOX, SETAC, SPIE и редколлегий международных научных журналов.
КСТАТИ
Освоение Дальнего Востока началось с похода Ермака и продолжилось экспедициями Еналея Бахтеярова (Бухтиярова) - (московский дворянин 17 века), Василия Пояркова (родом из Кашина, 1597 —1667 гг.), Ерофея Хабарова (крестьянин из-под Великого Устюга, 1603-1671 гг.), Ивана Москвитина (выходец из-под Москвы, 1603—1671 гг.), Дмитрия Копылова и многих других.