90

Точка роста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Приморье № 49 04/12/2019
Новое время ставит перед властью края новые вызовы.
Новое время ставит перед властью края новые вызовы. © / АиФ

Край научился привлекать федеральные средства

Бюджет региона на 2020 год планируют принять в декабре этого года.

Откуда в Приморье пришли дополнительные средства и с какими проблемами в этой связи приходится сталкиваться на всех уровнях, рассказывает депутат Законодательного Собрания Приморского края Владимир Хмелёв.

 

Социальная направленность

- Как вы расцениваете деятельность Законодательного Собрания Приморье за этот год в целом? Какие главные и самые важные, по вашему мнению, удалось принять?

- Я бы чуть-чуть расширил временные рамки, и рассматривал бы не календарный 2019 год, а отсчитывал бы новый год с момента избрания Олега Кожемяко на пост губернатора Приморского края.

За это время, а это чуть больше года, с приходом команды Кожемяко в региональной политике и экономике произошли существенные качественные изменения.

Например, год назад в Приморье был принят закон «О детях войны». Его очень долго ждали, и лишь с приходом на пост губернатора Олега Кожемяко дело удалось сдвинуть с мёртвой точки.

Этот закон задал хорошую тенденцию. Вслед за ним принято было несколько законов, которые вводили льготы для различных категорий граждан. Весь это год принимались законы, которые существенно облегчали жизнь для социально незащищённых категорий граждан. Льготы получили многие категории пенсионеров, многодетные семьи, и даже, например, профессиональные спортсмены. Можно смело сказать, что такого объёма средств, который направили команда Кожемяко и Законодательное Собрание Приморского края на финансирование социальной сферы, не было никогда. Это беспрецедентные средства, за те три года, что я нахожусь в Законодательном Собрании, такое было впервые. Структура бюджета усилила свою социальную направленность. И это можно назвать главным итогом, главной тенденцией года.

Улучшение управляемости

- Край вступил в период больших реформ систему управления. Как вы их оцениваете, в чём здесь плюсы и минусы?

- Действительно, мы в Приморском крае стоим на пороге очень больших преобразований. Команда губернатора и Законодательное Собрание запустило в Приморье административную реформу.

 В Законодательном Собрании было много споров, касающихся проекта создания правительства Приморского края. Было много разногласий, тем не менее, депутаты одобрили инициативу губернатора в этом вопросе. Депутаты поверили в идею губернатора. Мы понимаем, что создание правительства Приморского края добавит статусности и привлечёт в край дополнительные ресурсы, дополнительные средства - мы видим, что команда Олега Кожемяко умеет работать с федеральным центром по привлечению дополнительных денег, поэтому депутаты доверяют губернатору в этом вопросе.

Административная реформа шагнула и вглубь, в муниципалитеты. Мы, депутаты, поддержали инициативы губернатора о превращении муниципальных районов в муниципальные округа. С их трансформацией исчезнет необходимость местных муниципальных комитетов на уровне поселений. Надо признать, у муниципальных комитетов нет никаких рычагов власти, тем не менее, на их выборы тратятся огромные средства. Бесконечные выборы-перевыборы, огромная кадровая проблемы - никто не хочет идти в местные депутаты, и все это оттягивает на себя огромные ресурсы, как финансовые, так и организационные.

В новой модели управления вся полнота власти будет сосредоточена на уровне района. Поселенческие комитеты будут ликвидированы, останется только районная власть, которая и будет отвечать за весь район.

Это, как мне кажется, совершенно верное решение. Оно позволяет оптимизировать управленческую структуру, избавиться от совершенно ненужных органов и более осмысленно перераспределить местные бюджеты. И это правильно, это улучшит в целом управляемость в Приморском крае, повысит ответственность глав территорий.

Спорный, на мой взгляд, вопрос - это уход от прямых выборов глав. Но в нынешней ситуации, скорее всего, это и правильно. Трансформация районов в округа повлечёт за собой перевыборы районных дум. Дополнительные выборы глав здесь легли бы непосильной ношей на местные бюджеты. Так что выборы глав депутатами дум в этом случае является, пожалуй, оптимальным вариантом.

Словом, административная реформа идёт вглубь. Как оно получится, сложно сказать. Да, видимо, с некоторыми перекосами на местах, не без этого. Но в целом вектор движения верный.

Почему возможны перекосы на местах? В первую очередь, как мне кажется, из-за кадрового голода. Сложно с кандидатами на пост главы, сказывается дефицит толковых кадров и на пост главы, и на пост председателя думы. Я сам житель Партизанска, вижу такое и у себя в городском округе, и в соседних территориях. Сказывается отток кадров. Люди уезжают из районов, перетекают во Владивосток, это, как мне кажется общие тренды во всех муниципалитетах. И из Приморья идёт отток квалифицированных кадров в центральную Россию.

Удержать людей сложно, особенно хороших управленцев. Нет для них мотивации оставаться в своих небольших районных центрах. И это представляется серьёзной проблемой.

Больше денег территориям

- А что происходит с краевым бюджетом?

- Бюджет у нас увеличивается. И это не только приток федеральных средств. Бюджет растёт и за счёт увеличения собираемости налогов. Налоговые поступления за год выросли на миллиард рублей. Это произошло из-за того, что ряд крупных компаний зарегистрировались на территории Приморского края, и налоги стали платить здесь, а не в Москве. Это очень серьёзная и кропотливая работа с налогоплательщиками. Ведь их было необходимо убедить прийти на территорию, обеспечить соответствующий деловой климат. Но эта работа даёт ощутимые плоды.

Плюс, конечно, федеральные средства. Увеличение наполняемости краевого бюджета привели к тому, что изменилась и сама структура финансовых отношений с муниципалитетами.

С приходом Олега Кожемяко в крае стали существенно увеличились бюджеты муниципалитетов. Взять, к примеру, бюджет Партизанского городского округа. Да, бюджет дотационный. Но после изменения структуры налоговых отчислений он возрос с 850 миллионов до миллиарда с лишним. И это происходит повсеместно. На территории муниципалитетов стало больше оставаться налогов, краевая администрация на это пошла. Пошла потому, что умеет работать с федеральным центром и привлекать в край дополнительные средства из федерального бюджета. Мало того, что больше средств стали оставаться на местах, край взял на себя финансирование многих проблем. К примеру, ремонт некоторых дорог: край снял эту ношу с многих муниципалов, переложив финансирование ремонтов на краевой бюджет.

Деньги в край пришли большие, но с ними надо уметь работать.

- Поэтому деньги не всегда не доходят до территорий? В чём тут причина?

- Да, действительно, команда губернатора сумела привлечь на развитие региона немалые средства. Но для многих чиновников разных уровней, как ни странно, это обернулось определёнными проблемами. Работать пришлось больше и тщательнее.

Программный принцип финансирования предполагает, что средства выделяются муниципалитетам на конкретные проекты, под конкретные сметы. В рамках краевых или федеральных программ муниципалитетам необходимо разработать свой проект, подготовить к этому проекту смету, защитить её перед соответствующим оператором госпрограммы. А в муниципалитетах этого делать не готовы. Сложно сказать, то ли не хотят, то ли не умеют.

Многие чиновники чуть ли не девять месяцев готовят смету, а пока пройдут конкурсы или аукционы, заканчивается финансовый год, средства не успевают освоить, и они возвращаются в бюджеты соответствующих уровней. А на следующий год федералы уже не хотят выделять региону средства. Мол, зачем они вам, если вы их не можете освоить?

Да, зачастую в муниципалитетах из-за дефицитов кадров сметы попросту некому делать. Поэтому очень правильным и своевременным, как мне кажется, было решение создать в крае государственную компанию, которая помогала бы муниципалитетам готовить сметы, проверять из, готовить документы для вхождения в государственные программы финансирования. Это существенная помощь, своеобразное единое окно государственного заказчика.

Вот и получается, что планов у нас громадье, а практическая реализация показывать, что работать с федеральными или краевыми средствами на местах многие попросту не умеют. Зависают средства на ремонт дорог, на восстановление мостовых переходов…

С мостами, кстати, огромная проблема. Много мостовых переходов вышло из строя. И средства на ремонт, вроде бы, есть, а чинить мосты некому, нет в крае мостостроительной организации, которая была бы способна справиться с этой многомиллиардной задачей. А пригласить сюда компанию из центральной России это нужно обеспечить её большими объемами работы. 

В муниципалитеты идут большие средства, а компаний, которые могли бы решать задачи по масштабному ремонту и строительству территориях уже зачастую нет - позакрывались и поуходили с рынка в голодные годы, когда муниципалитеты финансировались по остаточному принципу.

Новое время ставит перед администрацией и депутатами новые вызовы. Но уверен, вместе, сообща мы сумеем преодолеть все трудности.

 

ЦИФРЫ

 

В бюджете на 2020 год доходная часть превысит 124 миллиарда рублей, расходная - 129 миллиардов. По сравнению с 2019 годом, увеличение составило 10 миллиардов рублей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах