Примерное время чтения: 8 минут
247

«ТРОПА» познания. Юные художники рисуют наследие Приморья

Сюжет ТРОПА-2025

Как называется крупнейшая река Приморья? Самое большое озеро края? Эти простые, казалось бы, вопросы ставят в затруднение учеников начальной школы. На первый вопрос правильно отвечает только 17 % ребят. Озеро Ханка из второго вопроса называет только каждый десятый. А 70 % детей в возрасте с 9 до 11 лет, не задумываясь, отвечают: «Байкал». И это дети, которые живут в нашем крае…

Дефицит знаний о Приморье

На другие вопросы по краеведению дети также отвечают неправильно.

«Бухта, на берегах которой расположен г. Владивосток, называется «Золотой …». Дополните название».

Самый популярный ответ – «Золотой мост». Звучное, яркое словосочетание, часто встречающееся в обиходе родителей. Как это связано с названием бухты, для большинства школьников Владивостока вовсе не важно. Правильный же ответ - бухта «Золотой рог» - знают единицы!

Приведенные выше цифры - данные неофициального опроса, инициированного учениками МБОУ СОШ №19. Обзорный тест-викторина по истории и природе Приморского края был проведен в разных учебных заведениях города и охватил 233 учащихся со 2 по 4 классы. Выборка для статистического исследования небольшая, но с достаточно показательными данными.

В среднем, участники опроса набрали всего 6,83 балла из возможных 24. При любых статистических погрешностях, налицо очевидный дефицит краеведческих знаний среди младших школьников города.

Надо помочь ребятам

«АиФ-Приморье» и группа общественников решили, по мере сил, помочь исправить эту ситуацию. Юные приморцы должны знать историю, культуру, традиции свой малой родины. В апреле этого года стартовал региональный конкурс краеведческого рисунка «ТРОПА-2025». Основной его задачей является исследование природных, исторических и культурных особенностей Владивостока и Приморского края через их художественное воплощение.

Участники конкурса – юные художники и воспитанники изостудий, школ города и края, ребята, которые просто любят рисовать – в своих работах они отражают наследие Приморья: от редких видов растений и животных до памятников архитектуры, исторических мест и современных достопримечательностей. Через творчество дети предъявляют свое видение будущего региона: каким они хотели бы видеть свой город, край и пространство для жизни.

«Примерно 80–90% детей в возрасте от 3 до 7 лет активно используют воображение и визуальные образы для познания мира. Исследования (например, работы Л.С. Выготского) подчеркивают, что рисование и творческая игра - ключевые инструменты мышления дошкольников. В школьном возрасте дети начинают мыслить логически, но всё ещё опираются на наглядные образы и конкретные примеры. В этой связи образовательное воздействие художественного творчества нельзя недооценивать. Оно превращает изучение природы, истории, культуры в живой, эмоционально насыщенный процесс. Нельзя нарисовать утку-мандаринку, не восхитившись ее удивительной красотой. А если в этот момент восторга внимательный педагог расскажет о том, что это редкая уточка устраивает гнезда в дуплах деревьев или что ее фантазийный наряд – одеяние исключительно самцов, а мама-утка в целях безопасности имеет скромное серо-коричневое оперение – ребенок запомнит эту информацию навсегда»,  -  говорит педагог программ СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» Академического колледжа ВВГУ Светлана Котова.

Создавая что-то своими руками, дети переходят от пассивного слушания к активному исследованию, тем самым превращая абстрактные факты и «плоские» объекты в личный опыт, чем накрепко закрепляют информацию в памяти. Возьмем, к примеру, ученический проект по созданию макета или художественной реконструкции Владивостокского ГУМа. Подобная работа естественным образом влечет за собой погружение в контекст: увлекательный исторический экскурс (кем и когда построено здание?), возможно, анализ его социальной роли (как менялось назначение от «торговых рядов» до культурного символа?), изучение технических инноваций эпохи (паровое отопление, первый в городе лифт). А сколько скрытого знания несет в себе фасад дома с его мифологичными барельефами, античными символами и орнаментом!

Такой исследовательский подход раскрывает потенциал детского рисунка, превращая художественный конкурс в мощный образовательный инструмент. Ведь исследования подтверждают: знания, полученные через творчество, усваиваются на 50–70% лучше, чем при механическом запоминании!

Как принять участие

Номинации регионального конкурса краеведческого рисунка «Тропа» охватывают все ключевые аспекты изучения родного края: его природу, историю, культуру и современность Владивостока и Приморского края. Среди них:

-        Растительный и животный мир Приморского края;

-        Исторические места и памятники культурного наследия;

-        Природные ландшафты Приморского края;

-        Мифы и легенды малой родины;

-        Знаменитые уроженцы Приморского края;

-        Современная архитектура г. Владивостока.

При этом важным условием конкурса является требование предоставить сюжетное описание работы, которое помогает раскрыть её содержание и способствует углублению знаний ребёнка об изображаемом объекте, событии или явлении.

«Хотя номинация о природе региона неизменно пользуется наибольшей популярностью, остальные конкурсные темы представляют не меньший, а порой даже больший интерес, - отмечает член конкурсной комиссии Ирина Курьянова, руководитель одноимённой изостудии. — Эти направления служат мощным импульсом для развития детского творчества, помогая юным художникам не только раскрывать свои способности, но и глубже изучать историко-культурное наследие родного края».

ВАЖНО
Региональный конкурс краеведческого рисунка «ТРОПА-2025» продлится до 16 июня! Мы приглашаем всех желающих стать частью этого преобразования: как наставники - направляя детские открытия, как участники - создавая новые визуальные «тропы» познания Приморья. Ведь каждый рисунок - это шаг от «Золотого моста» к осознанию богатства Золотого Рога. Присоединяйтесь к конкурсу!

А пока можно посмотреть на некоторые из работ ребят, которые уже поступили на конкурс «ТРОПА-2025».

 

«Рак, актиния и еж» (Номинация – «Объекты растительного и животного мира Приморского края»)

Автор: Ева Кравцова. Возрастная категория: 7-9 лет. Наставник: Войтович Маргарита Николаевна. Студия развития ребенка «ЦветОК».

Фото: АиФ

«Какой же удивительный подводный мир…А вы знали, что рак-отшельник прекрасно «дружит» с актинией. Это удивительное морское создание, как коралловый цветок, очень удобно крепится к раковине, где прячется рак, и гуляет по морскому дну вместе с раком. Актиния своими щупальцами защищает рака от врагов. В них содержится яд, который парализует мелкую добычу и отпугивает более крупных хищников. Рак-отшельник передвигается по дну и переносит актинию с места на место, обеспечивая ей большую территорию для охоты. Кроме того, актиния питается остатками от добычи рака. Рак-отшельник ловит пищу, а актиния подбирает за ним остатки. А вот и еще один морской персонаж, еж. Их очень много видов и все они такие разные и по-своему красивые. Всех этих обитателей мы можем встретить в Японском море нашего прекрасного города Владивостока».

«Дом на улице Полетаева» (Номинация: «Современная архитектура Владивостока»)

Автор: Евгений Резниченко. Возрастная категория: 7-9 лет. Наставник: Измятинская Вера Николаевна. МБОУ «СОШ №61 г. Владивостока»

Фото: АиФ

«Этот дом построен в 2021 году. Это яркий представитель современной архитектуры столицы Приморского края. В нем 120 комфортабельных просторных квартир. По форме дом напоминает распустившийся цветок. На рисунке дом изображен в начале лета в полдень».

«Остров Папенберга» (Номинация – «Природные ландшафты»)

Автор: Мария Величко. Возрастная категория: 7-9 лет. Наставник: Войтович Маргарита Николаевна. Студия «ЦветОк».

Фото: АиФ

 

КСТАТИ
В конкурсе могут принять участие ребята в возрасте от 4 до 18 лет, как учащиеся художественных школ, кружков, студий, детских центров творчества, так и индивидуальные участники из Владивостока и региона. Работы лауреатов будут отмечены дипломами и памятными призами, а также представлены на Выставке в конце июня 2025 г. Все участники конкурса получат электронный сертификат участника. С конкурсной документацией можно ознакомиться в официальной группе ВКонтакте https://vk.com/primvimm и Телеграм канале https://t.me/PrimVimm. По всем вопросам обращайтесь: moyatropa@gmail.com

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах