Примерное время чтения: 6 минут
434

Насколько Приморье конкурентоспособно в АТР?

Сельхозрынок очень популярен во Владивостоке.
Сельхозрынок очень популярен во Владивостоке. / Елена Швецова / АиФ

Заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Денис Бочкарев представил губернатору края Владимиру Миклушевскому проект стратегии инвестиционного развития региона. Документ скоро будет опубликован на сайте краевой администрации. Согласно этого проекта, территорию Приморского края можно условно разделить на три крупных ареала, различающихся по степени и уровню освоенности.

Первый, самый крупный, занимает 35 процентов от всей территории края и сосредотачивает 86 процентов пахотных земель. Здесь получат развитие все направления сельскохозяйственной деятельности с упором на производство зерновых, сои, картофеля и овощей. На территории второго и третьего ареала получат отрасли молочного и мясного скотоводства, развитие сети потребительской кооперации и малых форм хозяйствования, включая сельский туризм.

Говоря о земле - на неё и вернёмся

На бумаге всё выглядит красиво, но не оторвались ли чиновники от реальности? С этим вопросом корреспондент «АиФ-Приморье» обратился к экономисту Александру Киктенко.

Вадим Кочугов: - Насколько выгодно производить в Приморском крае сельхозпродукцию? Сможем ли мы то что вырастили потом продать, причем не только на внутренний, но и на внешний рынок.  

Александр Киктенко: - Единственный наш конкурентоспособный товар на внешнем рынке - это соя. По одной простой причине - она растёт у нас хорошо. И есть хороший рынок её сбыта, это Китай. В Поднебесной её у нас охотно покупают и доставка обходится дешевле, чем в другие страны. К тому же, по себестоимости наша соя близка к китайской, вот и конкурентоспособна. 

Остальные сельхозтовары Приморья на внешнем рынке не так привлекательны. Всё тот же Китай этих товаров производит больше и дешевле. Потому что использует ГМО и очень дешёвую рабочую силу. Плюс они берут в аренду нашу землю, следовательно, доставка резко удешевляется. Но даже после таможни стоимость их товаров остаётся ниже, чем наших. 

- Неужели нет никакой перспективы развивать наше сельское хозяйство без убытков?

- Классическим выходом на сегодняшний день может стать указ губернатора о поставке наших, приморских, овощей в государственный общепит. Использование в Приморье такого командно-принудительного метода потребления овощей на внутреннем рынке - в детских садах и учебных заведениях, в ведомственных столовых и армейских частях, даст фермерам ту самую «уверенность в завтрашнем дне», которой они лишены сегодня. Но тогда мы вообще лишимся такого понятия, как «рынок». То есть, мы будем использовать не более дешёвый или качественный продукт, а тот, на который нам укажут. Это даст ускорение приморскому сельхозпроизводителю, но лишь на пару-тройку лет. Не более.

- Почему же сою у нас производить выгодно, а овощи нет? 

- Сейчас в Приморье очень чётко прослеживается лобби именно овощепроизводства. Как правило, производители свой товар не продают потребителю, это за них делают перекупщики. Поэтому у нас не выгодно производить овощи, ведь ты не сможешь их продать по нормальной цене. Обратите внимание, что местные овощи на рынок не могут пробиться, даже по стоимости китайских овощей. 

На самом деле овощеводство - более затратно, чем выращивание сои. К тому же, хранилищ для овощей в Приморье практически не осталось, из тех что были у нас в советские времена. А на рынке за пределами Приморского края наши овощи не конкурентоспособны. Во-первых, из-за дороговизны топлива, цена на которое, порой составляет 50% от стоимости производимых овощей. Во-вторых, наши земли не столь плодородны, как в южных республиках. Там себестоимость тех же помидор всего 3-5 рублей за килограмм. Так что, даже с транспортной составляющей, их помидоры на Приморском рынке будут дешевле. У нас же томаты выращивать в промышленных масштабах можно только в теплицах. 

Выход есть

- Для развития приморского сельского хозяйства и выхода на международный уровень нужно увеличивать посевные площади именно сои и параллельно искать культуру, которая тоже сможет стать конкурентоспособной. Крайне важно в кратчайшие сроки разобраться с лобби или совсем запретить поставку овощей из Китая. Я думаю, что Россельхознадзор может предъявить серьёзные претензии по качеству поступающей из Поднебесной продукции. Ещё один немаловажный сегмент - корма. В Приморье всегда была очень хорошая кормовая база - это овёс, горох и другие культуры. Это было неплохим подспорьем сельхозпроизводителям. У нас многие пахотные земли не подверглись наводнению этим летом и соседние регионы готовы были купить корма. Ведь из Китая возить корма не выгодно. Так что развивать кормовую базу в Приморье можно, главное - этот проект сначала просчитать, а затем уже называть кластером. 

- Вряд ли любой проект удастся воплотить в жизнь без поддержки властей…

- Да! И поддержка эта должна быть грамотной, в первую очередь сельхозпроизводителя необходимо обеспечить оптовыми поставками топлива и нормальными кредитами. Потому как, весь цивилизованный мир давно живёт в кредит. Так и на деревне должно быть – весной взяли топливо, технику и семена в кредит. Осенью – собрали урожай и деньги вернули. Почему до сих пор государство не может выступить крупным оптовым покупателем топлива, чтобы у него крестьянин заправлял свою технику по цене, ниже рыночной? Точно так же кредиты - в деревнях нужно давать под пониженные проценты, не на много превышающие инфляцию. Ведь сельхозугодья не требуют, как Олимпиада, только вложений. Все вложенные в землю рубли потом вернутся с процентами. Так что при поддержке государства можно рассчитывать на конкурентоспособность приморских сельхозпродуктов. 

- Хорошо, допустим овощи и другую продукцию мы сами съедим, а что еще можно предложить миру, кроме приморской сои?

- Любой эксклюзивный продукт. Да, хоть те же грибы вешенки. Их можно было бы выращивать в таком количестве, что накормили бы всю Европу. Главное, грамотно рассчитать этот бизнес-проект. Да и таких дереватов, как у нас, нет нигде - тот же жень-шень можно выращивать в промышленных объёмах. 

Вот тогда фуры начнут движение в сторону границ, а не от неё. Посмотрите - все погранпереходы забиты фурами-рефрижераторами из Китая, в них же не кроссовки нам везут, а продукты. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах