Отец Сергий, священник, снова с нами!» – такое сообщение появилось этой весной в телеграм-канале 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, дислоцирующейся в Уссурийске. Иерей Сергей Качев – клирик Уссурийского Покровского храма, окормлял бригаду с самого начала специальной военной операции. В марте 2025 года близ Мариуполя священник был тяжело ранен. Во время лечения, будучи в инвалидной коляске, не переставал нести слово божье всем нуждающимся – бывшим пленным, раненым, врачам. А три месяца назад он снова вернулся в родную бригаду, теперь её бойцы выполняют задания на Курском направлении.
Приходилось ли священнику брать в руки оружие, почему православный батюшка заботится о воинах-мусульманах и что такое сила духа? На эти и другие вопросы ответил помощник командира 83-й бригады ВДВ по работе с верующими военнослужащими Сергей Качев.
Молитва спасает
– Отец Сергий, в интервью за 2022 год вы подробно рассказали изданию о своей жизни, как впервые отправились на передовую к ополченцам Донецка. Но не сказали ни слова о ранении в начале СВО…
– Я получил ранение в марте 2022 года, когда бригада находилась на подступах к Мариуполю. Дивизия подошла к населенному пункту, бронегруппа вступила в бой, а мы вместе с офицерским составом шли следом на колёсной технике. Враг начал вести массированный миномётный обстрел, и практически за полчаса меня задело дважды. Сначала прилетели осколки от мины, когда наклонился над раненым бойцом, – мне повредило руки. Я попытался выбитыми руками завезти «Урал», загруженный боеприпасами. Только начал движение, мина рассекла машину в решето, и осколок перебил мне ногу. Когда транспорт начал гореть, я едва успел спуститься из развороченной кабины на бронежилете, как по канату. Кто из ребят видел, удивлялся – как я выжил? Помню, что мне хватило сил помочь выбраться с открытого места и другим раненым товарищам.
– Молились ли вы в этот момент?
– Когда меня ранило, мой младший сын проснулся, подошёл к иконам и начал молиться, как будто почувствовал, что его отец в опасности. Потом мы сверили это по минутам. Вспоминая события того дня, я понимаю, что меня Господь уберёг. Молитва спасает, я понял это на своём примере.
Более полутора лет провёл в госпиталях, перенёс 13 операций по восстановлению работоспособности рук и ноги. Грамотные специалисты – хирурги, травматологи – собрали, починили, и сейчас я снова в строю. Но даже в период восстановления, с фиксированной рукой, швами, я выезжал в зону СВО к своей бригаде.
– Почему вы снова и снова возвращаетесь на передовую?
– Я нужен ребятам. Когда приезжаешь на фронт, ощущение нужности присутствия священника просто зашкаливает. Они ждут поддержки, слова божьего, балансируя на грани жизни и смерти. Смотрят порой с последней надеждой, верят – «если батюшка с нами, мы выживем, всё будет хорошо». И я всегда на переднем краю.
Когда нет чужих
– Давайте проговорим важный момент – священник на фронте не берёт в руки оружия?
– Моё оружие – православный крест. Всегда говорю ребятам – в любую минуту я рядом с вами, но гранаты бросать не буду. Могу точно сказать: если бы батюшка стал солдатом, от него гораздо меньше было бы пользы, даже если он и подготовлен. К примеру, я хорошо стреляю, знаю инженерное дело, прыгаю с парашютом…
Моя задача – благословлять перед боем, наставлять, говорить о значимости операции, доносить офицерам, как важно беречь личный состав. Вот события буквально недельной давности. Отряду дали очень сложное боевое задание по захвату населённого пункта в Курской области. Командир предупредил – возможно, случится поход в один конец. Я возразил – это не сработает, мы же русские, православные, давайте помолимся. Развернулись, совершили молебен. На задание ушли девять человек, и все вернулись. После чего командир подошёл и сказал: «Будьте с нами каждый раз перед высадкой десанта!»
Напомню: ещё до революции в России полковые священники были всегда и по благословению своих архиереев несли службу, находились на полигонах, заставах… Сейчас важность присутствия священников на СВО осознаётся на уровне Минобороны.
– Наверняка в составе бригады представители разных религий. Нет ли разногласий по этому поводу?
– Сегодня в зоне СВО много мусульман. И они так же, как и другие, нуждаются в духовной защите, благословении. Знаю, что в наших ВДВ всего один мулла и он не успевает объехать все полки. По просьбе солдат-мусульман я ездил в Курск, где нашёл традиционную мечеть. Привёз на линию фронта Кораны, полумесяцы (можно провести аналогию с православным крестиком), мусульманские шевроны. В ответ получил благодарность за то, что про них не забыл.
Такие мостики между конфессиями необходимы. Допустим, в штурмовой роте нашей бригады 70 человек, 10 из них – мусульмане. У них изменилось отношение не только ко мне, но и к другим. Именно так в армии образуются товарищество и дружба, солдаты начинают больше друг другу плечо подставлять. Нет чужих, все свои!
– И все-таки какие конфликтные ситуации вы помогаете решить?
– К нам приходят воевать из зоны лишения свободы. И, допустим, человек всю жизнь воровал, много за это отсидел и здесь, в условиях операции, начал красть у однополчан сигареты. Я понимаю, что за это его просто могут побить. Но надо сплачивать бойцов. Начинаю разговаривать со вчерашним зеком, как отец с сыном, хотя он и на несколько лет старше. Нужно, чтобы до него дошло, чтобы он вернул украденное и извинился перед товарищами.
Главная награда
– Что вы скажете о боевом настрое солдат на Курском направлении?
– Когда враг зашёл на нашу землю, вначале ощущалось подавленное состояние, но теперь мы поняли, что побеждаем, идём вперёд. Чем ближе мы приближаемся к границе, выдавливая врага, тем сильнее боевой дух. Бойцы видят результаты своих трудов, несмотря на потери, усталость, физические и моральные испытания.
– А чем запомнился вам госпитальный период?
– Проходил лечение и восстановление в московских госпиталях, куда везли много изувеченных людей. Особенно меня потрясли истории с бывшими военнопленными: над ними жестоко издевались, и те не хотели жить, намереваясь наложить на себя руки. Каждый день с ними разговаривал. Когда начался большой поток раненых, многие врачи не выдержали нагрузки, начали увольняться. Я проводил беседы с медицинским персоналом. Обычно с утра я ехал на коляске на перевязку, получал обезболивание, и далее меня везли по палатам, к раненым. Много времени этому посвящал.
– Вы награждены одной из высших наград – орденом Мужества. Насколько это значимо для вас?
– Знаете, какая для меня самая главная награда? Однажды между операциями я прилетел в Уссурийск. Иду по территории части, вдруг подбегает офицер, обнимает и благодарит за то, что в ту трудную минуту, будучи раненым, я не бросил других ребят. Главное для меня – остались живы… чьи-то сыновья, отцы, мужья.
– Вы совершили героический поступок?
– Так должен поступать каждый мужчина. Подвиги на линии огня совершаются каждый день, просто порой у тех, кто там находится, это превращается в повседневную работу, даже в рутину. Мои ребята – реальные герои.
– Кто на передовой крепче?
– У кого правильная мотивация, не столь физическое превосходство, сколько внутренний стержень. Наш долг – Родину защищать. В первую очередь выбывают из строя те, кто идёт только за деньгами. Было так и в Сирии, и в Чечне…
– Откуда берётся мотивация?
– По-разному бывает. Добровольцы рассказывают мне, что идут на СВО по примеру дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Кто-то обретает уверенность здесь, увидев зверства врага – расстрелянных мирных жителей, изнасилованных женщин, сожжённых детей. Все они говорят: «Я знаю, ради чего я на специальной операции. Останусь до последнего». Сколько Бог даст сил – мы будем делать всё возможное, чтобы приблизить Победу.
ДОСЬЕ
Иерей Сергий Николаевич Качев. Штатный помощник командира 83-й бригады ВДВ по работе с верующими военнослужащими, занимается окормлением казаков, военных, исправительных учреждений. Образование: Владивостокское духовное училище. Женат, трое детей.
С 2014 года регулярно отправляется с духовной миссией в командировки на Донбасс.
За героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, награждён орденом Мужества.