Примерное время чтения: 4 минуты
339

Бензина хватит всем? Ситуация на топливном рынке стабилизируется

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Приморье № 41 11/10/2023
Рост цен на бензин привёл к появлению больших очередей на заправках.
Рост цен на бензин привёл к появлению больших очередей на заправках. / Кирилл Романов / АиФ

Бензин подешевел на автозаправках Приморья. Это связывают с мерами, которые утвердило правительство для стабилизации внутреннего рынка топлива. На части независимых заправок бензин уже стал дешевле на 1,5-2 рубля. Однако топливный рынок региона продолжает лихорадить. На АЗС скапливаются значительные очереди.

Туристы ни при чём

Первоначально рост цен на топливо в Приморье оправдывали большим наплывом туристов этим летом. Из-за них якобы и взвинтили стоимость. Однако лето прошло, турпоток схлынул, а цены и не думали падать.

Сейчас разброс цен на автозаправках региона огромен. В сети «Уссури Нефть» литр дизельного топлива реализуют за 71 рубль. Заправки «Восток Ойл» отпускают этот вид топлива по 61 рублю 75 копеек за литр. На остальных независимых заправках цены расположились в пределах этих значений.

Выросли цены и на бензин. Стоимость 95-го бензина на некоторых заправках достигла 67 рублей. На сетевых заправках удаётся сдерживать цены. Здесь стоимость этого вида топлива не превышает 55 рублей за литр. Как следствие на сетевых заправках с низкими ценами постоянно образуются очереди.

«Рядом с моим домом есть сетевая заправка. На ней приходится стоять в ожидании своей очереди минимум полчаса. Рядом расположена небольшая независимая заправка. Цены на ней значительно выше, зато никаких очередей. Забавно наблюдать, как у водителей в очереди за дешёвым бензином не выдерживают нервы и они едут на дорогую заправку. Правда, заправляют максимум десять литров, чтобы доехать до другой заправки с приемлемыми ценами», ‒ говорит житель Владивостока Александр Махно.

С ним соглашается другой автолюбитель – Дмитрий Васильев.

«Если раньше на сетевых заправках заправляли по 10-20 литров бензина, просто чтобы доехать до офиса, зная, что в любом районе города смогут заправиться по нормальной цене, то сейчас все стараются залить полный бак, из-за этого и очереди», ‒ жалуется он.

При этом дефицита бензина и дизельного топлива в регионе нет, но бензин становится всё более недоступным.

Глобальные меры

Сдержать цены должны дополнительные меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Их утвердило правительство России, и их называют важным шагом в развитии отрасли и обеспечении энергетической безопасности страны.

Одним из первых и главных нововведений является восстановление топливного демпфера, который начнёт действовать с 1 октября. Это позволит значительно увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам, которые терпят убытки при продаже моторного топлива на внутреннем рынке.

Ранее нефтяные компании получали эти средства, если поставляли топливо на российский рынок по цене, не превышающей определённого уровня, известного как точка отсечения.

Весь сентябрь топливо на бирже торговалось значительно выше этой точки.

В сентябре средняя цена на Аи-92 достигла 64 080 рублей за тонну, тогда как по действующему Налоговому кодексу точка отсечения для демпферных выплат составляет 62 590 рублей за тонну. Это первый случай, когда высокие биржевые цены привели к тому, что нефтяные компании не получили выплаты из бюджета.

«Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, даёт независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок. Утверждённые изменения позволят повысить гарантированный объём предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях», ‒ говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Помимо этого введены новые меры для предотвращения серого экспорта топлива за пределы страны после снятия ограничений на вывоз. Введена заградительная пошлина на нефтепродукты, размер которой составит 50 тысяч рублей за тонну для поставщиков, которые закупают топливо на рынке для последующей перепродажи и не производят его сами.
Но как эти меры повлияют на рынок в ближайшей перспективе, пока понимания нет.

«Ранее мы сталкивались с неутешительными перспективами в отношении стоимости дизельного топлива. Промышленность, включая сельское хозяйство, сильно зависит от него. В настоящее время цена продажи на зимний «дизель» пока остаётся на летнем уровне, однако с наступлением ноября, когда станут актуальными зимние поставки, ситуация на рынке может кардинально измениться. Учитывая данную ситуацию, необходимо принять меры для минимизации возможных негативных последствий. В целом ситуация с ростом цен на дизельное топливо требует незамедлительных действий», – сообщили в офисе компании ООО «Нефтесинтез», владеющей сетью АЗС в Приморье.

Специалисты топливного рынка надеются на решение правительства, которое анонсировало субсидирование перевозок моторного топлива на Дальний Восток. Особый режим в этом вопросе могут ввести уже в следующем году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах