Примерное время чтения: 4 минуты
289

Береги автомобили

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Приморье № 49 08/12/2021
Газета «Далёкая окраина» посвятила большой материал.
Газета «Далёкая окраина» посвятила большой материал. / Дмитрий Анча / Из личного архива

На перекрёстке улиц Светланской и Уборевича сейчас находится небольшой, так называемый Центральный сквер. В нём ещё установлен памятный знак – стародавнее «Краеведческое недоразумение» – здесь, мол, находился первый дом первого гражданского жителя Владивостока купца Я.Л. Семёнова. В действительности дома Якова Лазаревича были на соседнем участке (сейчас – Светланская, 46), но история не об этом. Это место реально вошло в историю Владивостока.

Плодотворная идея 

Итак, на заре автомобильной эры, в 1907 году, здесь, в обширном домовладении семьи Шевелёвых, располагался просторный сарай-пакгауз, арендованный заезжим «трудящимся Востока» В. А. Какабадзе, которому пришла в голову «плодотворная дебютная идея» превратить его в гараж для дорогих автомобилей состоятельных горожан.

Надо сказать, что уже тогда с гаражами было непросто. Не каждый хозяин авто, даже домовладелец, мог устроить у себя комфортабельное «стойло для железного коня». Свободных мест на плотно застроенных участках не хватало. И квартиранты, зачастую люди немалых чинов и званий, были недовольны: бочки-банки с бензином – «прямо в доме», заправочных станций-то ещё не было, кому охота «поджариться не за што не про што». Пожарные, кстати, были с ними вполне солидарны и уже своими требованиями «вставляли палки в колёса технического прогресса». Да и зачем «китам местного бизнеса» машина во дворе (ходи, «спотыкайся» об неё), если у них имелись личные водители. Когда надо – пригонят, когда надо – отгонят.

Так что предложение «чудесного грузина» получило немалый спрос.

«Какабадзе поставил в гараж единственный взятый на комиссию автомобиль, а потом стал зазывать к себе автомобили других владивостокских обывателей. Поставил к нему свой роскошный автомобиль Гонцов [Михаил Тимофеевич – оптовые склады вина и спирта], затем сдал на хранение свою роскошную каретку присяжный поверенный Преображенский [Никтополеон Александрович – дорогой адвокат, этакий местный Плевако], Лукин тоже [Владимир Михайлович – вино-спирт, пароходство] и много других…».

Естественно, «всё было в лучшем виде: опись, протокол, сдал-принял»… и собрал Какабадзе полный гараж автомобилей премиум- и бизнес-класса. Чужих, конечно, но таких «близких», вот, только руку протяни…

Как потом писал язвительный журналист: «Какабадзе, видимо, заранее предвидел финал своей коммерции и, как эмблему, выставил у входа в гараж большую рекламу, изображающую какого-то восточного человека, разводящего руками, как будто говорившего доверчивым клиентам Какабадзе: «Ну, что поделаешь! Убежал я, продав доверенные мне на хранение автомобили, да и баста».

Легально, но незаконно

И ведь как продал – совершенно легально, хотя и незаконно. Просто покупатели и нотариус почему-то «не разглядели» очевиднейшую «панаму». Очки, наверное, дома забыли, бывает.

«Утром 24 августа распространился слух, что Какабадзе бежал, запродав нотариально, через контору нотариуса Бужко, всё своё дело кому-то. В тот же день около 6 часов вечера на дворе дома Шевелева столпились перед гаражом клиенты Какабадзе. Гараж был закрыт. Послали за полицией, которой удалось установить, что новыми владельцами гаража являются с 23 августа владивостокские купцы Боровикс и Пухкалов, которые представили приставу 2-й части Змайлову нотариальный акт на покупку от Какабадзе всех поименованных в акте (сданных на хранение) автомобилей за 13 800 рублей».

Реальная стоимость машин была, конечно, выше. Какабадзе расторговался по-быстрому, с большой «скидкой», пока хозяева не опомнились.

О новом «владельце» автопарка Пухкалове сейчас мало что можно сказать, а вот И. К. Боровикс – тот ещё «уважаемый человек» – цирко- и домовладелец, а по совместительству прожжённый карточный шулер, много лет счастливо избегавший суда за запрещённую азартную игру и доведение до самоубийства обобранных им «соперников по ломберному столу».

«Г-н Борисов, поверенный Гонцова, всё-таки нашёл возможным в тот же день взять автомобиль своего доверителя из гаража, несмотря на заявление Пухкалова, что он имеет законную бумагу. Всё остальное, как и само помещение, опечатано и находится впредь до суда под полицейской охраной».

Ещё один автомобиль был спасён заблаговременно. Н. А. Преображенский успел его забрать за два дня до «кидка», предупреждённый каким-то доброжелателем. Но остальным автовладельцам ничего не сказал, «крыса адвокатская».

Следы Какабадзе теряются где-то на бескрайних просторах Российской империи. Во всяком случае, сообщения о его аресте и этапировании во Владивосток в прессе не встречается. Автомобили, несомненно, вернули владельцам, слишком уж явной была афера. Люди, позволявшие себе покупать многотысячные импортные машины, не того масштаба и капитала, чтобы долго ходить в «потерпевших», на потеху «почтеннейшей публики». Чай не цирк Боровикса, который, по случайному совпадению, конечно, сгорел в декабре того же 1907 года: «Стоимость убытков от пожара цирка исчислена в 15 тысяч рублей. Здание застраховано не было. Боровикс помимо здания потерял в нём массу колониальных товаров, тоже не застрахованных».

А вы говорите – «девяностые годы»…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах