Примерное время чтения: 7 минут
162

Без практики никуда. Будущие врачи Приморья нацелены на саморазвитие  

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Приморье № 23 07/06/2023
Студенты-медики – многостаночники, часами пропадают в лабораториях.
Студенты-медики – многостаночники, часами пропадают в лабораториях. / Наталья Маркова / Из личного архивa

У студентов-медиков ещё в процессе обучения возникает дилемма - прочно уйти в науку или связать свою жизнь с практикой, то есть людей лечить. В Тихоокеанском государственном медицинском университете на каждой кафедре организованы студенческие научные общества. Исследования, которые проводят молодые люди, дают им бонусы в виде грамот и дипломов, обязательно пригодятся в будущем, но, главное, помогут выбрать сферу медицины, в которой придётся совершенствоваться.

Подробнее об этом рассказала председатель студенческого научного общества кафедры нормальной и патологической физиологии ТГМУ Наталья Маркова.

Жажда исследования

Елена Жукова, vl.aif.ru: Наталья, почему решили поступать в медицинский университет?

Наталья Маркова: Я выросла в небольшом городке Заринске Алтайского края. Окончила лицей «Бригантина» с красным дипломом, набрала хорошие баллы по ЕГЭ по многим точным предметам и отправилась во Владивосток, где поступила в ТГМУ на бюджетную основу. Красивый город, современный университет, мне всё понравилось. И мне хотелось помогать людям, спасать жизни.

– Помогать людям – достойная цель, правда, многие об этом говорят…

– Для меня медицина - космос, целая область знаний, постичь которую даётся далеко не каждому человеку. И в этом мире есть масса возможностей и множество вариантов найти себя. Я мечтала стать кардиохирургом, но потом мой выбор остановился на терапии. Именно врач общего профиля должен обладать большими знаниями, уметь увидеть самые опасные болезни в зачаточном состоянии, на ранней стадии. И, признаюсь, мне очень нравиться общаться с людьми, а пациенты очень любят внимательных терапевтов.

– Откуда тяга к научным проектам?

– Жажду исследования испытала ещё в школе, по физике я увлеклась практической работой, изучая влияние искусственного магнитного поля на растения. С результатами была отправлена на конференцию по физике на уровне края, России.

А потом уже в университете продолжила развивать это направление на кафедре биологии, ботаники и экологии. С помощью лабораторных опытов подтвердила – специальные магнитные установки улучшают рост растений. На мой взгляд, это перспективно для сельского хозяйства, хотя и дорого. Возможно, это вопрос будущего. Тем не менее, уже на первом курсе, выступая на научно-практической конференции студентов и молодых учёных, я получила диплом за лучший доклад.

– А теперь что является предметом ваших научных разработок?

– В университете на каждой кафедре действуют студенческие сообщества. Занимаясь отдельными проектами, мы можем попробовать себя в различных сферах медицины. Так, в одном из исследований студентам ТГМУ были заданы вопросы: Как себя вести в случае террористической атаки? Готовы ли вы действовать в чрезвычайных ситуациях, не растеряться, отвлечь бдительность террористов, не пойти у них на поводу, помочь нуждающимся в медицинской помощи? И оказалось, что почти 30% в этих знаниях крайне нуждаются. В итоге на кафедре медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности выпущена монография «Терроризм. Медицинская реабилитация пострадавших».

Куда идёт медицина?

– Чему ещё нужно учить студентов, помимо основных дисциплин?

– Большие перспективы – за цифровизацией в здравоохранении, от которой мы никуда не денемся, и за телемедициной, о чём мы делали отдельные доклады на конференциях.

– А на практике – приходишь в поликлинику, а там очередь не двигается, потому что завис компьютер. Врач не может принять другого пациента, не закрыв историю с предыдущим.

– Поэтому всем премудростям цифровизации нужно учить ещё на уровне университета. Я убеждена, что пройдёт немного времени и система усовершенствуется, а бумажные карточки, исписанные непонятным почерком врачей, останутся в прошлом.

Медицина – космос, целая область знаний, постичь которую даётся далеко не каждому человеку.

– К телемедицине также много вопросов. Можно ли лечить эффективно на расстоянии?

– Не предлагается полный переход на телемедицину, онлайн-лечение. Первичное обращение, острое состояние – всё это требует живого контакта пациента и врача. Но бывают такие ситуации, когда человек не может прийти на приём, чувствует себя удовлетворительно, хотя ему нужна дополнительная консультация лечащего доктора, который досконально знает его историю болезни. Многие частные клиники сегодня разработали программы онлайн-консультаций, и к этому их подтолкнула, в частности, пандемия коронавируса.

На уровне российском есть и вовсе уникальные программы, когда врачи доступны онлайн круглые сутки. Это сделано для того, чтобы получать ответы на рутинные вопросы, не тратя время на походы в поликлиники. Чаще всего их задают вопросы молодые мамы и пожилые люди. А есть и вовсе уникальные случаи онлайн-включения специалистов из разных городов в сложный хирургический процесс.

От рутины до великих открытий

– Важная часть научных исследований – социологические опросы. Приходилось ли вам общаться с пациентами больниц?

– В прошлом году изучала проблему мотивации пациентов при приёме гипотензивных препаратов. Казалось бы, зачем нужно? Но ситуация показывает – всё больше людей обращаются к врачам с артериальной гипертензией, болезнь молодеет. Доктора назначают длительную терапию с возможными корректировками. Но пациенты, приняв пару таблеток и почувствовав облегчение, всё бросают. Возникают риски осложнений - давление повышается, и снова наступает гипертонический криз.

– И что заставит не бросить препараты?

– Разговаривая с пациентами неврологического и кардиологического отделения краевой больницы и потом суммируя результаты, мы поняли, что хорошей мотивацией для многих мужчин является жена! Другие заявили, что хотели бы продолжать вести свой бизнес, активный образ жизни, заниматься рыбалкой и охотой, воспитывать внуков. Я понимаю, что потом мне эти знания, полученные в процессе исследований, пригодятся как лечащему терапевту.

– Вы много участвуете в студенческих олимпиадах, что это даёт?

– Олимпиады для будущих врачей основаны не только на тестировании, но и на практическом опыте. К примеру, на олимпиаде по фармакологии куратор предлагал нам назначить грамотную терапию сложному пациенту, о котором мы заранее ничего не знали. Пришлось включать нестандартное мышление, прокачать полученные ранее навыки. Победа или призовое место в олимпиаде – объективный показатель уровня знаний студента. Он понимает, насколько он подготовлен в своей специальности, как может двигаться дальше.

– Самая серьёзная социально значимая тема исследования, которой вы занимались?

– На базе кафедры нормальной и патологической физиологии мы изучаем проблемы воспаления в нервной системе при разных заболеваниях, например, при ВИЧ. Несмотря на успехи борьбы с эпидемией, очень остро стоит вопрос, что происходит с когнитивным состоянием людей, живущих с вирусом. Расстройства могут начинаться с малых изменений памяти или внимания, и до сих пор нет единых критериев того, у кого выше риск подобных нарушений.

Кроме того, в течение двух лет я была наставником студентов первого курса. Ребят нужно суметь сориентироваться в университете, помочь устроиться иногородним и так далее.

– И всё-таки что вам ближе – теория или практика?

– Пока я буду пробовать себя в разных ипостасях. Глубинных знаний требует профессия терапевта. Уметь понять – куда вовремя направить пациента – это уже половина успеха. Без практики в медицине невозможно ни создать что-то, ни сделать великих открытий. Но и наукой я буду заниматься дальше. Как говорят опытные профессионалы, лучше совмещать и то, и другое.

– Мечты о кардиохирургии оставили совсем?

– Нет, планирую поступать в ординатуру, но только на кардиологию. Сегодня медицина шагнула далеко вперёд, улучшаются методы диагностики, роботы способны делать малоинвазивные операции, более эффективна терапия от рака. Но в поликлиниках и больницах по-прежнему не хватает узких специалистов. И, думаю, нашему поколению предстоит заполнить эти ниши, выбирая онкологию, хирургию, кардиологию, неврологию.

– Наталья, мы разговариваем с вами во время сессии. Как отдыхает студент-медик?

– Стараюсь больше бывать на свежем воздухе, за городом или у моря, читать литературу, а ещё я вышиваю и шью мягкие игрушки. А потом возвращаюсь в колею, понимая, что врач должен учиться всю жизнь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах