Прокуратура Владивостока опротестовала постановление администрации города «О создании и об использовании на платной основе парковок».
Причина — в документе нет запрета на создание платных парковок возле социальных объектов. Законность платных парковок проверяют по всей стране по поручению Генерального прокурора Игоря Краснова. В разных городах России прокуроры опротестовали штрафы водителям, которые во время оплаты ошиблись при вводе номера машины или парковки. Также был отменен штраф автовладельцу, который возит инвалида. Автомобилист вынужденно оставил автомобиль возле поликлиники на платной парковке.
Опыт или Закон?
Во Владивостоке платные парковки вводили в два этапа: в ноябре и декабре 2022 года. Сейчас в городе работает 31 платная парковка. Семь их них оспаривает прокуратура. К территориям «спорных» парковок прилегают 18 учреждений госорганов и семь объектов спорта, образования и культуры. Медицинских учреждений в списке нет.
Стоимость услуги разнится — от 35 до 100 рублей за час. Оплатить парковку надо в первые 15 минут. Автомобили-контролеры, которые курсируют по городу считывают номер нарушителя, автовладельцу приходит штраф — 1500 рублей. Повторный штраф — 3000 рублей. Автомобиль, зарегистрированный на юридическое лицо, оштрафуют на 10 000 рублей.
Платными парковками во Владивостоке управляет оператор «Цифровое Приморье». Организация заявила в официальном релизе, что действует на законных основаниях и в соответствии с постановлением администрации города. Зоны платной парковки ввели на основе планов организации дорожного движения, согласованных с ГИБДД, и с учетом опыта других российских городов. Важно отметить, что федеральное законодательство не запрещает платные парковки возле социальных объектов, а законопроект, предлагающий разрешить краткосрочную бесплатную парковку у этих объектов, в настоящее время обсуждается в Госдуме.
Мэрия Владивостока пока не озвучило своей позиции по поводу претензий прокуратуры. Пресс-служба администрации Владивостока лишь распространила комментарий «Цифрового Приморья».
Нужна оборачиваемость
«Мы руководствуемся экспертным мнением, многократно подтвержденным на практике городов России, что платные парковки, напротив, увеличивают доступность мест массового посещения. У больниц, спорткомплексов, Пенсионного фонда и других организаций, оказывающих социальные услуги жителям, много посетителей в течение дня — нужна оборачиваемость мест — тогда больше людей смогут ими воспользоваться. И как раз этого результата нам уже удалось добиться — среднее время платной парковки в центре сейчас составляет 2-3 часа, значит в течение дня парковочным местом могут воспользоваться не 1, а несколько машин. Таким образом, достигнуты как минимум две цели — повышение оборачиваемости парковочных мест и, собственно, их появление в плотно запаркованном центре», — отметил коммерческий директор «Цифрового Приморья» Павел Васильев.
Такой подход, утверждают в «Цифровом Приморье» позволяет разрешить конфликт интересов при организации дорожного движения, отдавая предпочтение посетителям общественных организаций перед их сотрудниками. Власти Приморского края также поддержали решение перевести парковки чиновников в зоны платной парковки, облегчив жителям и гостям города поиск парковочных мест в краевой столице. Однако прокуратура опротестовала бесплатную парковку у государственных организаций.
По словам коммерческого директора «Цифрового Приморья» Павла Васильева, платные парковки повышают доступность к местам массового посещения, таким как больницы, спортивные комплексы и социальные организации. Оборот парковочных мест позволяет большему количеству людей пользоваться ими в течение дня. Во Владивостоке высокий уровень автомобилизации — 511 автомобилей на 1 000 жителей. Улицы города перегружены в часы пик, средняя скорость движения составляет всего 27 км/ч. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Владивостокского городского округа на период до 2036 года прогнозирует еще большее увеличение транспортных средств.
От парковок не уйти
Платные парковки в городах по всему миру уже давно стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Владивосток не стал исключением из этого правила. По мнению экспертов, платные парковки — это необходимая мера для уменьшения запаркованности и количества нарушений. Когда за парковку надо платить, неправильно припаркованных автомобилей становится меньше. Водители более внимательно выбирают парковочное место.
Несмотря на преимущества платных парковок, многие жители Владивостока, высказывают недовольство, считая, что парковки должны быть бесплатными, особенно возле социальных объектов, больниц, школ, детских садов.
В больших городах, например, в Москве, возле социальных объектов есть бесплатные парковки. Однако, места, как правило, заняты не теми, кто посещает соцучреждения, а работниками близлежащих офисов. Кроме того, контроля за тем, кто занимает такие места, практически нет.
Предложения ввести бесплатные парковки возле социальных объектов во Владивостоке тоже звучали. Однако, как отмечают эксперты «Цифрового Приморья», это только ухудшит ситуацию, так как бесплатные места будут заняты на весь день, оборачиваемость парковочных мест снизится. Понять экспертов можно — не перерисовывать же из-за прокуратуры разметку и не перевёрстывать же бизнес-планы.
Политолог Вячеслав Беляков высказывается по поводу происходящего жёстко сравнивая нынешних организаторов платных парковок с «верёвочниками» на въездах на пляжах.
«Бизнес по-приморски, как известно, это натянуть верёвку поперёк въезда на популярный пляж и брать деньги ни за что, пока прокурор не выгонит тебя поганой метлой», — написал он в своем телеграм-канале.
Чем закончится спор прокуратуры Владивостока, «Цифрового Приморья» и мэрии пока не ясно. Но точно известно, что региональные и городские власти подписали с «Цифровым Приморьем» соглашение, согласно которому организация должна построить не менее 3000 платных парковочных мест во Владивостоке.
Чем ответит мэрия?
Вообще в истории с платными парковками сейчас интересна позиция администрации Владивостока. Именно там было подписано постановление, в отношении которого прокуратура 4 апреля вынесла представление об устранении нарушений закона.
«Цифровое Приморье» — просто подрядчик, оператор, который работает в рамках постановления администрации города.
Прокуратура же считает, что на семи платных парковках у людей ограничен доступ в социальные учреждениям. Рядовые чиновники управлений, может быть, посчитали уже, во сколько им обходится парковка машины у работы. Какие тут уже интересы города и «разгрузить центр», когда бьёт история по личному карману. Не исключено, что такие сотрудники управлений того же города и «накатали» жалобу в прокуратуру.
Но это ладно. Самое важное сейчас — как отреагирует администрация Владивостока на представление прокуратуры. Исправит свое постановление? Не согласится с надзорным органом и пойдёт в суд?
Последнее — путь интересный. Прокуроры могут и обидеться. И начнут раскручивать всю историю появления парковок, бенефициаров и прочего. Помните, как в одной из первых серий «Улиц разбитых фонарей» герой оперуполномоченного Андрея Ларина говорит задержанному:
«Если мы сейчас начнём спорить, кто-то из нас окажется на 15ти сутках. Явно не я». Так и в нынешней истории. Будет администрация спорить с прокуратурой или нет — большой вопрос? Этот год не самый простой для региона... Выборы опять же.