Не делитесь персональными данными!
Только за одну январскую неделю жертвами мошенников стали 90 приморцев, ущерб составил 17,8 миллиона рублей. И это самый высокий показатель с начала года. Злоумышленники по-прежнему крепко «сидят» на старых проверенных схемах. Они заставляют граждан по телефону перевести деньги на другие счета, взять кредиты, играя на страхе, доверчивости, жадности.
Но креатив сетевых преступников не останавливается, придумываются всё новые способы отъёма средств у населения. Так, появились поддельные сайты Госуслуг, а специалисты портала выпустили предупреждение о случаях мошенничества с аккаунтами пользователей.
Как попались на крючок?
33-летний житель Владивостока по собственному желанию лишился крупной суммы. Способ развода мошенников не отличался оригинальностью. Мужчине позвонили, представились сотрудником службы безопасности банка, сообщив, что на лицевом счёте гражданина зафиксированы мошеннические действия, поэтому необходимо перевести все сбережения на «безопасный счёт». Для начала выманили 1,6 миллиона рублей.
– На протяжении недели мужчину обманным путём заставляли брать новые кредиты в разных банках и совершать переводы на чужие счета. В общей сложности потерпевший перевёл свыше 3,8 миллиона рублей! – отметила начальник отдела информации и общественных связей Управления МВД России по Приморскому краю Ирина Сырова.
Как житель крупного города попался в ловушку, о которой столько сказано и написано, остаётся только гадать. Между тем мошеннические щупальца разрастаются до глубинки, при этом фантазия преступников зашкаливает – своих жертв они заставляют метаться по салонам сотовой связи и переводить деньги через банкомат.
Так, в районную полицию поступило заявление от 55-летней жительницы села Анучино. Схема проверенная: ей позвонил «сотрудник службы безопасности банка», предложив в целях безопасности взять кредит, что она и сделала. После бедная женщина по указанию мошенников приобрела новый сотовый телефон и симкарту, чтобы создать виртуальную карту банка через «специальную программу». Далее она побежала в ближайший торговый центр и внесла через банкомат денежные средства на вновь созданный счёт. В результате женщина лишилась 2 млн 560 тысяч рублей, взятых в кредит. И на этом драматическому сериалу не конец! Спустя месяц от аналогичного вида мошенничества пострадал муж заявительницы. Правда, пожертвовал гораздо меньше – 185 тысяч рублей. Продолжение следует. Не совсем понятно, общались ли между собой супруги?
Злоумышленники могут представляться сотрудниками полиции, ФСБ, следственного комитета, вызывая доверие. Они давят, забрасывают информацией, выманивают персональные данные. Но ведь порядок взаимодействия с силовыми органами стар как мир, как правило, – это вызов по повестке. Даже если полицейский останавливает гражданина на улице, тот в первую очередь спрашивает удостоверение.
На сайте Управления МВД России можно найти несколько сообщений, подтверждающих, что граждане полюбили переводить деньги неким «инвестиционным компаниям», где им сулят большой куш.
– Воздержитесь от переходов на сайты, обещающие сверхприбыль при минимальных вложениях: это может быть ловушка мошенников, – предостерегает старший следователь МВД России по Приморскому краю Елена Кугук. – Не передавайте третьим лицам свои персональные данные и не спешите осуществлять денежные переводы сомнительным фирмам. Обещание баснословной прибыли от вложенных денежных средств в короткие сроки – опять же ловушка! Ни один брокер не может гарантировать стопроцентное получение прибыли.
Напомним, в рамках спецпроекта МВД России «Предупреждён – значит, вооружён!» сотрудники полиции рассказывают жителям Приморского края об уловках мошенников и дают рекомендации по обеспечению имущественной безопасности.
Если вы стали жертвой вымогателей, обращайтесь в полицию по телефону 02 (с мобильного – 102) или через единую диспетчерскую службу 112.
Импульсивное решение
Ещё прошлой осенью появились сообщения о создании 48 поддельных сайтов Госуслуг, через которые всем желающим продавали фальшивые QR-коды. А с наступлением нового года портал выпустил официальное предупреждение об участившихся случаях мошенничества.
Главная рекомендация специалистов – не сообщать никому код из СМС. Также Госуслуги предлагают настроить контрольный вопрос и включить двухфакторную аутентификацию, что не позволит войти в аккаунт без подтверждения кода.
– Как видим, мошенники идут в ногу со временем и, представляясь сотрудниками портала «Госуслуги», с помощью QRкодов получают доступ к личным кабинетам людей, – поясняет специалист в области информационных систем и технологий, житель Владивостока Игорь Розов. – Они просят продиктовать код из СМС-сообщения, якобы для активации кода к странице пользователя, на самом деле – чтобы заполучить аккаунт жертвы, где личные данные могут быть использованы для получения кредитов и других противоправных схем.
Психологи предостерегают: цель мошенников – убедить пользователя принять быстрое, импульсивное решение.
Мошенники идут в ногу со временем и, представляясь сотрудниками портала «Госуслуги», с помощью QR-кодов получают доступ к личным кабинетам людей. Личные данные могут быть использованы для получения кредитов и других противоправных схем.
– Большую роль играет психологическое внушение, наподобие НЛП, – ответил психотерапевт Сергей Ерёмин. – Преступник пытается завладеть собеседником с помощью повторяющихся слов, знаков, тембра голоса. Цель – добиться согласия, положительного ответа. В числе жертв – одинокие пожилые люди, попавшие в сложную ситуацию. Близким родственникам нельзя оставлять стариков одних.
Стоит отдать должное – Госуслуги оперативно отреагировали на сообщения об активизации мошенников и усилили защиту аккаунтов пользователей. Теперь после ввода кода из СМСсообщения взломщику или реальному пользователю нужно будет ввести некоторые дополнительные сведения: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта. Кроме того, в СМС-сообщении с кодом будет появляться напоминание, что его никому нельзя сообщать. Наконец, на портале можно указать секретное слово, которое будет запрашиваться перед вводом кода.
– Сотрудники портала Госуслуг никогда не звонят без заявки гражданина и не запрашивают его данные, – добавили в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Завершите звонок
– Злоумышленники часто используют методы социальной инженерии, манипулируют поведением людей, вызывая в них тревогу, – комментирует начальник управления информации администрации Артёмовского городского округа Светлана Брижак. – В их речи – повелительно-обвинительные нотки, на которые некоторые люди начинают испытывать ложное чувство вины, оправдываться. Человек беспокоится, старается вспомнить, что и когда он мог сделать не так. В состоянии тревоги ослабляется рациональное мышление, можно сказать, отключается. Зато включается так называемое периферийное, которое нелогично, оперирует эмоциями, а не фактами. В таком состоянии человек легко может жертвой преступников.
Как защититься? Недостаточно только одних НЕ, важно понимать принципы социальной инженерии и без обучения навыкам работы в цифровом пространстве, знаний основ психогигиены, понимания, как работает мышление, сложно противостоять оружию злоумышленников.
Эксперты советуют: во многих случаях вместо настоящего номера телефона следует давать вымышленный. Например, в супермаркетах, при оформлении скидочных карт. Ненастоящие данные о себе и дне рождения могут защитить от злоумышленников.
Если мошенники дозвонились, в беседе рекомендуется избегать однозначных ответов и не использовать слова «да» и «нет». «Вас спрашивают: "Это вы?" Не говорите "я", говорите "возможно"», – рассказал эксперт в области информационной безопасности Александр Власов. – А самым лучшим способом станет завершение звонка без вступления в разговор.
Комментарий Прокуратуры
Дарья Каштанова, старший помощник прокурора Приморского края по правовому обеспечению:
– На территории края возобновились случаи незаконных действий со стороны лиц, которые представляются должностными лицами прокуратуры и выдвигают требования имущественного характера. Зафиксированы случаи телефонных звонков от имени неизвестных лиц, которые сообщают ложные сведения о предстоящих проверках.
При этом указывают на необходимость приобрести товары или перевести денежные средства на номер мобильного телефона. Указанные действия являются незаконными. Все надзорные мероприятия органы прокуратуры осуществляют без взимания каких-либо платежей.
Уточнить информацию о проведении прокуратурой каких-либо проверок можно по телефонам прокуратуры края 8 (423) 240-62-04, (423) 240-31-38.
В случае если вы всё-таки стали жертвой мошенников, необходимо обратиться с заявлением в органы внутренних дел.
Мнение эксперта
Виталий Номоконов, профессор ДВФУ, вицепрезидент Российской Криминологической Ассоциации:
– Из двух миллионов преступлений, которые регистрируются в стране, 25% (400 тысяч в год) совершается с использованием компьютерных технологий. Значительно сократились квартирные кражи, ведь сегодня проще позвонить пенсионеру, выманить персональные данные, снять деньги со счёта. В 2020 году киберпреступлений в крае за год стало в два раза больше, а 70% из них не раскрыты. В 2021 году – на 88% больше.