Примерное время чтения: 8 минут
170

Дроны из СССР. Беспилотники летали в Приморье ещё в 80-х

№9. "АиФ-Приморье" №9 28/02/2024
Электроника модели выполняет десятки команд и может быть полностью программируемой.
Электроника модели выполняет десятки команд и может быть полностью программируемой. / Александр Колегов / АиФ

В Приморье создадут научно-производственный центр испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем. На его базе будут разрабатывать новые дроны и обучать специалистов. Новыми сценариями отрасли будут заниматься МГУ имени Невельского и Дальневосточный федеральный университет совместно с производственниками. Но выяснилось, однако, что увлечение беспилотниками в Приморье зародилось задолго до того, как это стало мировым трендом.

В самом начале

Дроны, беспилотники и прочие достижения, заставляющие сегодня гордиться успехами Родины на полях СВО, считаются плодами современной науки и технологии, но корнями все эти игрушки уходят не просто в прошлое, а в глубокую древность. Во Владивостоке их прародители летали чуть ли не с 60-х годов ХХ века.

Если вдаваться в тонкости терминологии, то всё это — аппараты, которые производят некие действия, в основном перемещение в разных средах и в разном количестве плоскостей без прямого участия человека-оператора. Они могут ездить по плоскости — колёсные наземные системы, могут плавать по воде, могут летать и могут перемешаться в толще воды. И при этом совершать какие-то ещё действия.

И нужно отличать дрон, который является программируемой системой, выполняющей некий набор эволюций, и дистанционно управляемую по радио или по проводам систему.

Что интересно, первые прототипы не имели ни электроники, ни компьютеров. Хватало кулачковых механизмов или перфорированной ленты, как у шарманки, хотя были и очень сложные в инженерном смысле механические конструкции. Те самые механоиды и автоматоны Леонардо Да Винчи и им подобные.

Да, собственно, шарманка, музыкальная шкатулка и механические часы — это оно и есть. Различие лишь в целях, с которыми пружина производит работу, — крутит стрелки или колёса.

Уже эрпил древнего Герона — котёл с нагретой водой и пароотводными трубками — требовал лишь редуктора и колёс. И можно было бы как минимум отправлять его кататься по прямой. Игрушка к 1784 году превратилась в машину для приведения в движение других машин Джеймса Уатта. И пошло-поехало. Причём по всей планете.

Моделизм — создание мини-копий действующей техники — появился вскоре после появления паровоза в XIX веке. Потом массово делали маленькие, но работающие машинки, кораблики, самолётики и вертолёты.

С появлением двигателя внутреннего сгорания, а потом электродвигателя и компактных источников питания возможности расширились до современного уровня.

Радиоуправляемая игрушка и сегодня является желанным подарком для любого мужчины. Многие идут к этой мечте сознательно, делая их своими руками. И даже всерьёз участвуют в соревнованиях аж с 60-х годов ХХ века.

«Комплекс высшего пилотажа, согласно спортивным правилам, пилот должен выполнить своими руками. На модели, которая летает со скоростью 150 километров в час. При этом программирование строго-настрого запрещено», — рассказал педагог дополнительного образования спортивно-технической направленности по специализации «Авиамодельный спорт», чемпион Советского Союза и России, тренер высшей квалификационной категории, почётный работник образования России Сергей Банников.

Запрограммировать самолётик на весь комплекс пилотажа — все эти бочки, петли и даже выход из штопора — можно было уже 30 и больше лет тому назад. И он бы выполнил всю программу от взлёта до посадки сам, без участия оператора.

Именно ученики Сергея Банникова отличились на Тайване. Причём, гордится преподаватель, делали не из готовых деталей типа конструктора «Лего». Робота строили по-настоящему, используя инженерный подход.

Пытливый ум

Использовать любые достижения науки и техники человечество всегда пыталось для собственного истребления. На военную службу немедленно ставилось всё. Возможность дистанционного управления ещё до появления электроники пытались приспособить к танкам и разным самобеглым коляскам уже в 30-е годы ХХ века по всему миру.

Практическое применение в разной степени эффективности они получили во время Второй мировой войны — те самые немецкие мины «Голиафы», а потом зенитные ракеты Wasserfall. Но реально заработали V-1, известные как самолёты-снаряды «Фау-1». Они работали на основе гироскопов, пневматики и механических счётчиков. С точностью было не очень хорошо, но при грузе взрывчатки до тонны проблем англичанам они доставляли.

После войны появились советские противотанковые ракеты «Малютка», местами воюющие до сих пор. Там тоже нет никакой электроники.

В мирной жизни управляемые игрушки, кроме спортивного интереса на соревнованиях, представляли интерес как платформы для переноски фото и видеооборудования. Можно было заглянуть туда, куда невооружённым глазом не подобраться. В дикую природу, например. Или в окно, что полезно для наблюдения, подглядывания и сбора информации. Особенно удобны вертолётные платформы — они могут зависать.

Хотя мысль приделать к ним не только камеру, а что-то ещё, например оружие, родится сама собой. Просто в начале этих славных дел было неудобно целиться. Требовалось находиться рядом, контролировать положение цели и аппарата визуально, сопоставлять их положение и так далее...

А вот не игрушки с телеуправлением — вещь реальная годов с 60-х ХХ века. Это ракеты, спутники и специальные машины. Государству расходы на аппаратуру, в отличие от любителя-энтузиаста, по плечу, как и средства контроля и управления.

Игрушки на службе

Когда электроника стала портативной и дешёвой, в начале нулевых, все детали пазла сложились в единую картину: видео в реальном времени с летающего, ездящего или плавающего аппарата и возможность отдавать ему команду на другие действия. Странно, что следующие 10–12 лет это было не более чем игрушками.

«К нам приходят самые разные люди, увлечённые моделированием и конструированием управляемых роботов. Приходят целыми семьями. Однажды отец купил ребёнку управляемый экскаватор, потом пришёл за вторым — семье понравилось. Теперь интересуется управляемым грузовиком. Играют вместе с двумя дочками лет 8-10», — рассказал владелец магазина товаров для моделирования, многократный участник и призёр соревнований разного уровня Игорь Бабурин.

«В качестве вспомогательного средства для поднятия видеокамеры мы применяли модели-вертолёты, сделанные своими руками ещё в начале нулевых, — рассказал оператор телевидения Владимир Гришин. — Авиамоделированием как хобби я занимался с детства со времён школьных кружков „Умелые руки“ и походов в секции моделизма при Дворце пионеров».

В десятые годы стала доступной телеуправляемая система, когда стало можно видеть картинку прямо с борта «птички» в реальном времени, Интернет заполонили кадры всевозможных пролётов там и тут, снятые главным образом потому, что было чем. Зачем — было не интересно.

Примерно до 2020 года прогресс на этом застопорился.

И только с началом военных действий в Сирии и на Украине реальная польза от дронов начала проявляться. Сначала для разведки и наблюдения. Китайские аппараты дополнили арсенал штатных «Орланов», стоящих на вооружении Минобороны. «Птичка» в хозяйстве небольшого подразделения сначала повышала тактическую гибкость и осведомлённость. И сразу начала исполнять и ударные функции — ронять с высоты боеприпас, а потом сама стала летающей бомбой, способной убить танк, взорвать блиндаж или устроить какую-то диверсию.

Мысли о дальнейших шагах этого прогресса родят картину одновременно управляемых масс дронов, бесчинствующих над полем боя, и тотальный дистанционный контроль каждого уголка пространства.

Порог входа в моделирование и разработку, по словам специалистов, не так высок, как кажется. Выпускник школы советского образца получал все необходимые навыки, изучая физику, механику, черчение, математику, геометрию, информатику и делая что-то руками на уроках труда.

«Есть очень увлечённые люди, которые просто из технического интереса строят роботов, в том числе летающих. На балконах собирают 3D-принтеры, а кое-кто переоборудовал под это целый гараж. За сервоприводами, причём строго определённых характеристик, могут забежать девчонки-школьницы и серьёзные мужчины с инженерным образованием, — рассказал Игорь Бабурин. — Кто знает, что они там мастерят»...

Научные отчёты о бионических протезах конечностей, способных почти полностью копировать биологические, о вживлении в мозг электронных чипов, дистанционном управлении и других достижениях прямо намекают — всё это осталось лишь собрать в единую конструкцию.

Тогда, вероятно, мысли, высказанные фантастами десятилетия тому назад, а слово «Робот» придумал Карел Чапек в 1920 году, сами себя вычеркнут из разряда фантастических. «Терминатор» был показан в октябре 1984 года. Сегодня описанное в фильме — почти реальность.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах