Общественники и эксперты активно подключились к обсуждению вопроса о строительстве города-спутника Владивостока. В краевой библиотеке имени М. Горького прошла встреча. Ее участники пришли к интересному выводу. Владивосток, как крупный экономический центр перерос сам себя. Дальнейшая его судьба заключается в выходе с полуострова на материк с присоединением соседних районов – Надеждинского и, возможно, Артёма, как транспортного узла.
При этом будет необходимо пересмотреть систему управления: вынести администрацию региона из исторического центра Владивостока и реорганизовать систему управления промышленностью и экономикой.
«Придётся возвращаться к советской системе управления, включая возрождение отраслевых институтов. И мы к этому уже идём.», - отметил директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев.
Необходимость изменений назрела в связи с тем, что география города в ходе исторического развития привела к образованию мощных «тупиков», мешающих дальнейшему расширению.
Первый из них – центр города, где сконцентрированы промышленные предприятия, в частности – морские порты и административные учреждения. Второй – район Второй речки. Из-за дефицита транспортных мощностей – дорог, основные потоки движения населения утром – на работу в центр, а вечером – в жилые районы приводит к транспортному коллапсу. Этому добавляет сложностей развитие Владивостока в направлении севера – массовая застройка пригорода жилыми кварталами. К этому добавляется мощный и растущий грузопоток в южном направлении, где расположены основные портовые мощности.
Выход специалисты видят в развитии индустриального сектора в районах пересечения главных транспортных магистралей юга региона – районах города Артём, Надеждинском районе и в направлении Находки, либо Хасанского района.
Такие объекты, как порт «Вера», порт «Суходол» располагаются в местах, удобных для перспективного расширения без использования тех же транспортных магистралей, которые используются при перевозке людей. Более того, в тех местах возможно и даже ранее планировалось сооружение железнодорожных веток, способных перевозить большее количество грузов, чем сегодня, в частности, - транспортный коридор «Приморье-1».
«Сегодня порт Владивосток переваливает до 13 млн. тонн грузов. Возможно увеличение мощностей до 30 млн. тонн. Для сравнения, объём перевозок в Пусане составляет 300 млн. тонн. Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным поставлена задача увеличить объём перевозок из Владивостока до 250-400 млн. тонн, но места на полуострове Муравьёва Амурского для создания таких мощностей просто нет.», - высказал мнение Юрий Авдеев.
Проблему, по его словам, создаёт и то, что территория побережья переходит в руки хозяйствующих субъектов не одномоментно, создавая черезполосицу и лишая их возможности комплексного стратегического развития.
Проекты развития жилого сектора, как «Спутник» позволят расселить часть жителей города в места более приближённые к индустриальному сектору и снизят нагрузку на имеющиеся транспортные магистрали.
А сам Владивосток в нынешнем виде от острова Русский до района фабрики «Заря» может стать рекреационной зоной. Особенно после возвращения первоначального облика старым зданиям в историческом центре. К примеру, здание ГУМа – Кунста и Альбертса можно было бы передать Эрмитажу, привести сюда филиалы других крупнейших в стране культурных учреждений.
Напомним, что в том же день, когда общественники обсуждали этот вопрос, полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев провел во Владивостоке совещание по строительству города-спутника с федеральными и краевыми органами власти.
Для синхронизации всех процессов Юрий Трутнев поручил создать специальный проектный офис, поскольку есть вопросы к органам власти по скорости создания инженерной и дорожной инфраструктуры. Также будет продолжен процесс по переводу часть территории Надеждинского района в административную границу Владивостока.