От момента приема нефти по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» до ее отгрузки на крупнотоннажные танкеры проходит несколько этапов пути: в Козьмино нефть сначала встречают на пункте приема, далее ее партии формируются в резервуарах нефтебазы и затем поступают на береговые и причальные сооружения. Отсюда с 2009 года миллионы тонн экспортной нефти в танкерах отправляются в Китай, Японию, Южную Корею и другие страны Азии.
Важные миллиметры
За оперативный и коммерческий учет нефти в порту отвечает товарный оператор. Эта работа требует предельной концентрации внимания и высокой стрессоустойчивости. Специалист должен обладать широким диапазоном компетенций и различных функций. В порту Козьмино, помимо выполнения ручных измерений с точностью до миллиметра, операторы контролируют характеристики нефти, поступившей из магистрального нефтепровода, а также технологические параметры перекачки, чтобы избежать количественных потерь в результате возможной разгерметизации и повреждения оборудования.
Ольга Нетипанова — оператор товарный площадки береговых и причальных сооружений в нефтепорту Козьмино. Трудится на предприятии с самого начала его основания — 12 лет и давно успела заслужить уважение коллег. Сегодня она рассказывает о своей работе.
Морские ворота ВСТО
С чего же начинается рабочий день оператора товарного?
Ловко управляя измерительной рулеткой, оператор Нетипанова фиксирует уровень нефти в емкости и через несколько минут докладывает диспетчеру порта: «Уровень -575 мм». При помощи многофункционального инструмента весом почти 5кг, операторы измеряют такие параметры как уровень взлива нефти, ее температуру, наличие подтоварной воды. На основе этих данных специалисты определяют объем, готовят соответствующие акты, протоколы, отчёты.
Ольга Нетипанова отмечает, что операторы товарные сейчас находятся на рубеже технологических эпох: работы с емкостями и рулетками уходят в прошлое, на смену приходят стационарные уровнемеры и датчики температуры, устанавливаемые в резервуарах. Если при внутреннем учете нефти на предприятии еще используются ручные замеры, то при отгрузке в танкеры весь учет производится в автоматизированном режиме. Специалист поясняет, что каждая капля черного золота, отправляющегося на экспорт морским путем, проходит через установленные на площадках комплексы учета нефти – СИКН (система измерения количества и показателей качества нефти). Она отслеживает количество поступившей нефти и следит за тем, чтобы ее химический состав точно соответствовал показателям сорта ESPO (ВСТО). В ведении Ольги Нетипановой– дветаких СИКН, способных вести учет нефти при производительностидо 14000 м3/час, объем одной танкерной партии под её управлением -более 100 000 тонн.
В операторной, что находится на береговых и причальных сооружениях, установлено несколько мониторов. Здесь отображается вся информация о работе обоих СИКН. Несколько раз в секунду показания с датчиков давления, температуры, плотности, вязкости и т.д. фиксируются, а затем преобразовываются в кубы и тонны перекачиваемой нефти.
«Нашу площадку мы называем морскими воротами ВСТО, потому что отгрузка в танкеры - заключительная операция, она подводит итог всей работы по доставке нефти с месторождений Сибири в направлении нефтепорта Козьмино», - объясняет Ольга Юрьевна. «Наши коллеги с площадки приема нефти получают ее от ООО «Транснефть – Дальний Восток», операторы нефтебазы обеспечивают сохранность и формирование танкерных партий, а наша задача -передать нефть грузополучателю. Сегодня мы трудимся в дневную смену вместе с оператором Никитой Ионовым, оформляем танкер «YangNingHu». После отгрузки судно отправится в Японию».
О выборе и преданности профессии
Ольга пришла в Козьмино в мае 2009 года из компании топливного сектора. При собеседовании сразу же выбрала профессию оператора товарного, тем более специфика работы была ей знакома. Сейчас в порту Козьмино коллектив операторов уже слаженный, опытный. Всего на терминале операторов товарных - 24 человека, большая часть из них трудится с самого запуска.
За свою работу Ольга Юрьевна отмечена почетной грамотой предприятия, многократно участвовала в конкурсе профессионального мастерства, представляя нефтепорт Козьмино на региональном уровне.
«Что касается моих любимых увлечений – туристические походы, активный отдых с родными. У меня двое детей: сын живёт и работает инженером-механиком в Санкт –Петербурге, дочь окончила в этом году университет, живет и работает во Владивостоке».
Возвращаясь к разговору о профессии, Ольга говорит, что порт - это единый организм, единая машина и, если вынуть из нее хоть одну деталь, даже самую на первый взгляд незначительную, весь «гигант» остановится. И труд людей, в том числе и операторов товарных, которые каждый день и ночь приходят на смену и выполняют одну и туже работу на протяжении уже многих лет, и остаются преданными той профессии, которую они выбрали, заслуживает уважения.
Специалисты товарно-транспортного отдела нефтепорта Козьмино, курирующие сферу работы операторов, подчеркивают: «Квалификация наших сотрудников, лучших в профессии, их деловые и личные качества позволяют нам гордиться ими, а предприятию добиваться новых производственных показателей».