Четыре совета по воспитанию детей от детского омбудсмена
БУЛЛИНГ, ШКОЛЬНЫЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА СТАЛИ СУРОВЫМИ РЕАЛЬНОСТЯМИ. НЕ ПРОХОДИТ И ДНЯ, ЧТОБЫ ИЗ РАЗНЫХ КОНЦОВ ПРИМОРЬЯ НЕ ПРИХОДИЛИ СООБЩЕНИЯ О КОНФЛИКТАХ В ШКОЛЕ.
Чем современные дети отличаются от детей недавнего прошлого, какие проблемы волнуют современных подростков? Как обезопасить их и какое воспитание сейчас можно назвать правильным? На эти и другие вопросы ответила уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.
ПОСЛЕ КАЗАНИ
- Бойня в Казани заставила задуматься - может ли Приморье защититься от подобного?
- Трагедия в Казани потребовала от органов исполнительной власти и местного самоуправления Приморского края корректировки действий и принятия дополнительных мер, которые позволили бы сконцентрировать общие усилия для обеспечения антитеррористической защищенности объектов сферы образования и здравоохранения. Губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко дал соответствующие поручения. В комплексе мер - не только проверки состояния объектов, их соответствия требованиям, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации. В регионе есть государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 гг., она предусматривает оснащение учебных заведений средствами технической защиты, турникетов контроля доступа тревожными кнопками, организацию видеонаблюдения за такими объектами. Сейчас идут проверки всех школ Приморья на предмет такой защищённости.
- А на уровне непосредственного воздействия какие меры будут предприниматься?
- В качестве дополнительных мероприятий предусмотрены и работа по изучению морально-психологического климата в классах, и размещение социальных видео- и аудиороликов о недопустимости детского насилия и агрессии, и размещение информационных материалов по профилактике возникновения экстренных ситуаций в организациях образования.
- Тема буллинга - снова зазвучала после казанских событий. Есть ли способы полностью предотвратить повторения этого инцидента?
- Все проблемы детей и все беды, в которых они оказываются, так или иначе, связаны с деятельностью или бездеятельностью взрослых. К сожалению, это относится и к тем, кто в первую очередь должен защищать интересы своего ребенка, воспитывать его и готовить к самым разным жизненным ситуациям - я говорю о родителях или законных представителях детей. Вторая составляющая, в которой требуются системные усилия всего общества по защите детей, - создание безопасной среды для их жизнедеятельности. Это одинаково справедливо и по отношению к тому, какая атмосфера у ребенка в семье, в учреждениях образования, в окружающем его городском или сельском пространстве.
УЧАСТИЕ И НЕУЧАСТИЕ
- А если кто-то становится свидетелем травли кого-либо в коллективе?
- Информировать руководство. Немедленно сообщить о фактах директору образовательной организации, в которой происходит замеченный процесс, и попросить его вмешаться. Крайне важно, чтобы к решению этой ситуации была привлечена служба школьной медиации или служба школьного примирения. Такие службы должны работать в каждой школе, а родителям и ученикам нужно знать, что служба для обеспечения безопасной и здоровой психологической обстановки в образовательном учреждении имеется и работает.
- Почему преследование и травля детей достигает критического уровня?
- Катализатором всегда выступает молчаливое согласие окружающих. Как взрослых, так и сверстников. А вот поводом для травли может стать все, что угодно: особенности здоровья, внешности, характера, развития, конфликт, который произошел когда-то. Иногда поводом выступает нежелание педагога работать с трудным или неудобным для него учеником или воспитанником. Уберечь ребенка от травли нельзя. Можно только изменить собственное отношение к этому процессу и научить своих детей неприемлемости развития такого сценария. Даже если вы не участвуете в травле одного человека группой других, а просто знаете об этом и молчите - вы содействуете и продолжаете этот процесс. Вы - кислород, который поддерживает процесс горения. Сказать: «Нет, это подло, и я в этом не участвую!» - это минимум, который стоит сделать.
БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ?
- Кризис в обществе и экономике, вызванный коронавирусом, повлиял на характер обращений к омбудсмену?
- Если проанализировать все поступившие за 1,5 года, что я нахожусь в должности, обращения, то можно отметить, что тематика пока остается неизменной. Лидируют обращения по вопросу реализации права несовершеннолетних на образование. Но в целом вопросы неурегулированных школьных конфликтов, травли и ее последствий занимают первое место. Это очень тревожная ситуация, поскольку любой конфликт, в котором стороны не пришли к примирению, грозит потенциально неблагоприятными последствиями. Буллинг и его последствия - еще более травмирующая детскую психику ситуация.
В 2020 году из 114 обращений, связанных с вопросами реализации и соблюдения права ребенка на образование, лишь 16 были связаны с темой конфликтов или травли. В 2021-м, а мы еще не достигли середины года, этих обращений уже 48.
- Какова общая статистика обращений к уполномоченному по правам ребенка?
- В 2020 году мы внимательно отработали каждое из 505 обращений граждан. В 2021 году количество обращений выросло - почти вдвое. К 25 мая аппарат уполномоченного разбирался в обстоятельствах по 325 обращениям граждан. Тематика разная, практически каждый аспект жизни ребенка может быть предметом рассмотрения по обращению - начиная от обстоятельств его рождения. Право на жизнь и охрану здоровья, жить и воспитываться в семье, образование, заниматься спортом и творчеством, жилье и алименты, отдых и занятость, право на судебную защиту. Отдельным пунктом в списке обращений вынесена защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Есть ли темы, на которые омбудсмен обращает особое внимание?
- Наиболее пристальное внимание, порождающее экстренность в принятии мер, вызывают ситуации, в которых подвергаются риску жизнь и здоровье ребенка. Этот вопрос решается организацией и расширением каналов коммуникации. В 2020 году обращения от граждан принимались не только по электронной почте, телефону, в ходе личного приема, но и с помощью вновь открытых аккаунтов в «Инстаграме» и «Фейсбуке», а также с помощью горячей линии, открытой в мессенджере WhatsApp по телефону: 8-950-295-21-10.
ЕСТЬ КУДА ПОЙТИ
- Организованные каналы коммуникаций пользуются спросом у граждан?
- В 2020 году в аппарат уполномоченного поступило 505 обращений, из них 105 устных. Было принято 97 граждан, из них 76 - лично мной.
Жители Приморского края обращались по вопросам защиты прав детей в различных сферах жизнедеятельности. Самое большое количество обращений - 114 - связано с вопросами реализации права каждого ребенка на образование. Наиболее распространенными проблемами в этой сфере являются: получение путевок в дошкольные образовательные организации, школьные поборы и участившиеся случаи буллинга в школах.
На втором месте по упоминаемости в обращениях граждан - вопросы реализации права жить и воспитываться в семье. Таких запросов было 83 в прошлом году. На третьем месте - сфера социального обеспечения, 70 обращений.
- А дети могут обращаться к вам в подобных случаях?
- Прежде всего, надо запомнить номер Единого телефона доверия, позвонив по которому вы точно получите ответ на вопрос «Что делать, если…?», - 8-800-2000-122. Это федеральная линия, бесплатная, анонимная, круглосуточная и конфиденциальная.
Второй телефон - 8 (423) 207-70-75 - это номер кризисно-адаптационного центра «Мир ребенка». Здесь тоже работают психологи, они ответят на любой вопрос о кризисной или тревожной ситуации, подскажут, что делать дальше.
Номер горячей WhatsApp-линии уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае, на которую можно направить текстовое, голосовое или видеосообщение, - 8-950-295-21-10.
- Современные дети, по мнению взрослых, отличаются от их сверстников. Они, правда, другие?
- Сегодня мы живем в цифровом мире, и это, безусловно, влияет на развитие личности ребенка. Еще сильнее на него влияют отношения с родителями и атмосфера в семье. Но так было и раньше, просто сегодня родителям гораздо сложнее сформировать и сохранить доверительные отношения с детьми.
Можно составить целый список изменений, происходящих между детьми разных поколений. Какие-то из них вызывают тревогу и у родителей, и у специалистов, работающих с детьми, а какие-то, наоборот, радуют.
В современных детях хорошо развиты навыки потребления, прежде всего - интересующей их информации, и недостаточно развиты навыки эмоционального интеллекта, социальных коммуникаций, критического мышления и понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Но в целом современные дети и подростки -это открытые, эмоциональные, практичные, целеустремленные люди. Вопрос только в том, какие взрослые рядом с ними. От этого обстоятельства существенно зависит то, в какую сторону будет в дальнейшем направлено развитие лучших качеств юного человека.
К проблемам детей надо относится серьёзно.