В последнее время много разговоров о важности развития креативных индустрий. Постоянно проводятся мероприятия по данному направлению. Спикеры отмечают высокий потенциал отрасли, призывают талантливых людей активнее включаться в процесс.
Уже есть примеры, когда молодые люди добиваются успехов на этом поприще. Режиссер Алексей Введенский уже на слуху в Голливуде, активно сотрудничает с «Союзмультфильмом», получил престижнейшую премию «ТЭФИ». Сегодня он продолжает заниматься творчеством и одновременно читает лекции для российских коллег.
Везде на Дальнем Востоке
В 2023 году во Владивостоке прошла «Российская креативная неделя – Дальний Восток». В 2024 году в Хабаровске форум креативных индустрий «Сделано на Дальнем Востоке». Осенью в Приморском крае планируется несколько мероприятий, связанных с креативными индустриями. Это окружной образовательный форум «На волне» для молодых людей от 14 до 35 лет в ДВФУ, который пройдет с 24 по 27 сентября 2025 года.
Главная цель и задача перечисленных выше мероприятий – помочь активным и талантливым людям раскрыть свой творческий потенциал, привлечь внимание к перспективным проектам.
Интерес к креативным сферам растет год от года. Только что в Якутске завершился Международный форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке: от творчества к экономике». За три дня на мероприятии побывало более 7 тысяч участников и гостей.
«Мы видим, как идеи превращаются в конкретные предложения, понятные для финансирования, для партнерств, для масштабирования (…) Мы не копируем чужие модели, а ищем собственные, адаптированные к особенностям региона», - отметили по итогам форума в Якутске его организаторы.
Главное из искусств – кино и мультфильмы
Для широкого круга читателей немного поясним. Что скрывается за понятием креативная индустрия? Если простыми словами, то это продукт творческой и интеллектуальной деятельности. Это фотография, реклама, исполнительское искусство, издательская деятельность, кино, информационные технологии, разработка программного обеспечения и видеоигр, производство музыкальных инструментов, архитектура, дизайн и многое другое.
Пожалуй, самое близкое и понятное с детства для всех из нас, это мультипликация и фильмы. России есть чем гордиться на этом направлении. Имя выпускника Калифорнийской академии искусств (образована в 1961 году самим великим Уолтом Диснеем) Алексея Введенского сегодня знают и в России, и в Голливуде.
Молодой человек смог перенять мастерство у известных в мире аниматоров и успешно адаптировал его под российского зрителя. Его работа над серией обновленного и популярного мультсериала «Простоквашино» - «Доить или не доить» завоевала в 2021 году престижную национальную телевизионную премию ТЭФИ- KIDS в номинации «Лучший анимационный сериал».
Герои «Союзмультфильма» из 80-х переехали в современный мир. И были дополнены современными типажами. Упомянутая серия получилось соединением нескольких жанров: комедия положений, динамичный блокбастер и «страшилка для детей». В серии «Доить или не доить» Алексей Введенский талантливо использовал новые художественные и технические приемы. Он помещает зрителя в точку зрения персонажа, происходящее тот видит не «со стороны», а глазами героев, что помогает зрителю испытывать различные эмоции. Введенский оптимально расставляет героев, что создает необходимый ритм композиции кадра и его глубину. Персонажи сериала не статичны, их перемещают по локации. Своей анимацией Алексей великолепно передает характер и действия героев.
«Режиссер Алексей Введенский создал оптимальное детское кино», - считали эксперты отрасли и критики.
«На «Простоквашино» я принес западные методы и технологии. Я научил некоторым технологическим ноу-хау и западным стандартам производства», - вспоминает свою работу Алексей Введенский.
Для Алексея серия «Доить или не доить» стала первой масштабной работой. И сразу громкий успех. Причем он был добыт в серьезной «борьбе». В финале работе Введенского конкуренцию составили анимационный сериал «Кошечки-собачки» - «Маленький король», «Царевны» - «Зима в Дивногорье». Анимационный сериал «Кошечки-Собачки» создан студией «Паровоз» по заказу крупнейшего в России медиахолдинга «Цифровое телевидение». А сериал «Царевны» - плод совместного производства «Кинокомпания «СТВ» и известной студии анимационного кино «Мельница». Тем престижнее премия «ТЭФИ» за первую крупную работу.
Кстати, требования к участникам детского «ТЭФИ» высочайшие, а отбор очень строгий. Победителей определяет жюри, которое состоит из представителей федеральных каналов, профессионалов медиаиндустрии, известных деятелей искусства, журналистов, кинорежиссеров, продюсеров, членов Академии Российского телевидения. «ТЭФИ- KIDS» получали в разные годы анимационный фильм «Барбоскины на даче» (2021 год), «Три кота и море приключений» (2023 год), фильмы для детей «Пальма» и «Последний богатырь. Посланник Тьмы» (2022 год), «Чебурашка» (2023 год).
После этого успеха студия «Союзмультфильм» решила продолжить сотрудничество с Алексеем Введенским. На этот раз по проекту «Вовка в тридевятом царстве». Это был большой вызов и риск для Союзмультфильма. От успеха зависела и репутация студии, и финансовый результат. А лучшего режиссера, готового принести очередную победу, уважаемая студия для себя не видела.
Так родилась новая работа одного из самых талантливых молодых отечественных аниматоров Алексея Введенского «Вовка и зима в Тридевятом царстве». Примечательна она не только новыми поворотами в сюжете. В первую очередь надо отметить уникальный стиль Алексея. Это короткометражный мультфильм, всего 7 минут, но режиссер, за эти 7 минут, показал зрителю захватывающее приключение непутевого мальчика Вовки. Уникальное художественное чутье, высочайший профессионализм и талант Алексея помогают передать динамику повествования, эмоции героев, психологию сюжета, он заставляет зрителя сопереживать героям.
Введенский показал себя талантливым и разносторонним режиссером, с широким спектром знаний от написания сценариев до анимации и дизайна, что позволяет ему в процессе режиссуры видеть общую картину будущего эпизода.
Добавим, что признание пришло к Алексею и в Америке. Визитная карточка режиссера - короткометражный мультфильм «That’s My Boy!». Это студенческий фильм, что называется, авторский, снятый во время обучения в Калифорнийском институте искусств.
В 2021-й году работа была показана на 25 международных кинофестивалях. «Это мой мальчик!» Введенского вышел в полуфинал «Спарк анимейшен», победители которого регулярно номинируются на Оскара, и был отмечен на Pixar Fest в Вене.
Главный ингредиент хорошего аниматора, это не только талант. Хорошему аниматору нужно много знать и уметь. Постоянное обучение и стремление к получению знаний ― ключевые ингредиенты успеха в этой профессии. И тогда вы сможете делать это лучше других. Алексей Введенский творческая, талантливая личность с высоким потенциалом, сам постоянно учится и совершенствует свои знания, осваивает новые технологии. А получив эти знания, делится своими знаниями с начинающими аниматорами
Сегодня Алексей продолжает сотрудничество с «Союзмультфильмом», работает в Голливуде.
Критическое мышление, открытость к новым идеям и технологиям и готовность к самосовершенствованию помогают признанному таланту Алексею Введенскому идти в ногу со временем и оставаться востребованным профессионалом. И он готов делиться историей своего успеха с российскими молодыми аниматорами.
Передавать опыт
Возвращаясь к креативным индустриям на Дальнем Востоке, добавим еще несколько фактов. Уже применительно к АТР и российскому Дальнему Востоку.
В соседнем Китае только что проводился международный фестиваль мультфильмов и анимации (CICAF). Первый раз CICAF провели в Ханчжоу в 2025 года. Прошло 19 фестивалей. Ханчжоу в итоге, от которого до Владивостока около 4 часов на самолете, стал столицей анимации Китая со множеством новых объектов: Китайский музей мультфильмов и анимации, две национальные базы индустрии анимации и три государственных учебных и исследовательских центра анимации.
В рамках последнего фестиваля этого года был проведен и День китайско-российской анимации.
А главным центром анимации на Дальнем Востоке может и должен стать Владивосток.
Несколько лет назад в рамках Восточного-экономического форума было подписано соглашение об открытии во Владивостоке развлекательно-просветительского центра «Союзмультпарк», школы анимации и тематического кафе. Меморандум о сотрудничестве подписали Сбербанк, киностудия «Союзмультфильм» и администрация города.
Также в 2025 году в Приморском крае создан Центр креативных индустрий.
«Российская креативная индустрия имеет высокий экспортный потенциал и может входить в тройку лидеров вместе с США и Поднебесной (…) Инвестиции в креативные индустрии дадут дополнительный вклад в рост ВВП, диверсификацию экономики и импортозамещение», - сказал, выступая на одной из секций креативного форума в Якутске, директор S+ Консалтинг Михаил Фаткин.
Алексей Введенский, работая в США, помогает и поддерживает развитие отечественной анимации. Ждём, что он поделится своим опытом и знаниями и с молодыми аниматорами Владивостока. Дальний Восток сегодня в плане развития креативных индустрий – выглядит очень перспективно. Именно тут, в нашем регионе, появляются новые гуманитарные смыслы, дополнительные возможности для самореализации.
Пример успешного режиссера Алексея Введенского доказывает, что нет препятствий для развития таланта.