Примерное время чтения: 3 минуты
75

Как Арктика стала нашей. Историю освоения показали в музее МГУ Невельского

Пик советского освоения Арктики пришелся на 80-е.
Пик советского освоения Арктики пришелся на 80-е. / Иван Денюшин / АиФ

Почему СССР на годы опережал весь мир уже многие десятилетия назад и почему конкурентам не удастся отнять застолбленные территории. Понять это можно, посетив выставку «Арктическое наследие» Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского.

Страницы истории

В стенах музея Арктики находятся экспонаты, сохранившие историю для курсантов настоящего и будущего. В музейном зале представлены 7 моделей судов, иллюстрирующих историю развития ледокольного судостроения, большая часть из них изготовлены вручную. Одной из них является модель парусного деревянного морского бота «Святой Гавриил», построенного для первой Камчатской экспедиции. Это один из первых отечественных кораблей на Дальнем Востоке, он был построен в 1728 году. Несмотря на то, что в ходе этой экспедиции В. И. Берингу не удалось увидеть берега Северной Америки, на карту были нанесены очертания северо-восточной части Азии от Камчатки до мыса Дежнева.

Ещё один из «родоначальников» арктического флота, который находится в музейном зале - модель второго отечественного ледокола «Красин», созданного по проекту самого первого ледокола «Ермак» и усовершенствованного. Ледокол «Красин» - одно из самых значимых судов российского ледокольного флота. За время своего существования он успел принять участие и в экспедициях, и в боевых действиях, и в спасательных операциях. Мировую огласку «Красину» в 1928 году придала история по спасению итальянского воздухоплавательного экипажа под руководством Умберто Нобиле, который на дирижабле добрался до Северного полюса, но из-за погодных условий не смог продолжить путь обратно. Главную опасность представляло то, что ледоколу нужно было пройти по неизведанным ранее территориям для того, чтобы добраться до людей. Но операция прошла успешно, люди были спасены, а ледокол получил мировую известность.

Герои полярных широт

Успешной спасательной операцией прославилось в истории флота судно, модель которого демонстрируется в музее – дизель-электрический ледокол «Владивосток», благодаря которому удалось в 1985 году спасти экипаж затёртого во льдах моря Росса научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Под руководством Геннадия Антохина ледокол «Владивосток» отправился на спасательную операцию и, несмотря на трудности, успешно справился с заданием, вызволив моряков из 133-хдневного ледового плена.

Помимо моделей прошлого, музей демонстрирует модели современных ледоколов, которые на данный момент работают по маршруту Северного морского пути, а также модели будущих разработок и ещё строящихся судов. Один из представленных проектов ледокола будущего разработан выпускником МГУ им. адм. Г. И. Невельского Юрием Чашковым.

Также в музее есть отдельная витрина, которая посвящена исторической информации о капитанах - Почетных полярниках, все они – выпускники Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского. Из стен МГУ им. адм. Г. И. Невельского за его долгую историю вышло немало выпускников, связавших свою судьбу с Арктикой. Рассказать о них, их подвигах и заслугах – миссия создающегося в Морском университете музейного зала Арктики.

Сегодня российский ледокольный флот – один из самых развитых в мире, на сегодняшний день в его насчитывается 41 ледокол и их количество продолжает расти. История покорения арктических льдов за свой более чем вековой срок существования уже успела пополниться героическими подвигами и страшными трагедиями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах