30

Как написали?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Приморье № 15 14/04/2021
На крупнейшей площадке диктанта в ДВФУ показали на экране Дмитрия Глуховского.
На крупнейшей площадке диктанта в ДВФУ показали на экране Дмитрия Глуховского. / Фото автора. / АиФ

Почему текст Тотального диктанта-2021 вызвал споры

В прошлом году впервые приняла участие в «Тотальном диктанте». А в этом многие писатели призывали бойкотировать мероприятие. Почему?

С. Воронцов, Артём

ТАК ЛИ ВАЖЕН АВТОР?

Крупнейшая площадка в Приморье – примерно на две сотни участников – была развёрнута в Дальневосточном федеральном университете. Кроме вызова себе и проверки грамотности, она пользовалась спросом по причине ожидаемой возможности пообщаться с автором диктанта-2021 Дмитрием Глуховским, написавшим антиутопию «Метро-2033».

Увы, Глуховского поклонники смогли увидеть только на экране монитора: перед диктантом показали его видеообращение к собравшимся. А в роли «диктатора» – так здесь называют того, кто зачитывает текст, – выступила критик Галина Юзефович.

– Я, когда писал текст этого диктанта, хотел, чтобы история стала созвучной и понятной чувствам как можно большего числа людей, – разъяснил замысел Дмитрий Глуховский. – Я решил списать этот текст с истории, происходившей в моей семье, так что текст получился личный и исповедальный.

– Я пыталась записывать, когда первый раз читал сам Глуховский, но многое было непонятно. Что значит – «в лесу было сумочно»? – рассказала писавшая диктант Галина Чистова. – И я перестала, когда отстала от текста, пытаясь понять значение услышанного: «Мотри, па, им сами пупти», «Айтё, не застримай». И я решила дождаться, когда всё это прочитает Юзефович. А она говорила более разборчиво.

Чуткие уши других писавших диктант отметили новинки словообразования – «раздумчиво» – и странности: «и пошёл к мо…».

Текст начался с муравьёв, которые облепляли дохлого жука, тормошили и разбирали его на части. Как выяснилось, он имел базовую точку: вопрос папе, который пошёл в спокойном море мочить ступни, но был перехвачен дочкой, не успев этого сделать. «Ты же ведь не скоро умрёшь?» – интересовалась девочка.

КАК ОЦЕНИВАТЬ?

– Художественный текст, не ориентированный на пишущего, бывает трудновоспроизводим, в нём бывают такие моменты, когда невозможно правилами объяснить, для чего поставлен какой-то знак препинания, – объяснила доцент кафедры русского языка и литературы ДВФУ Наталья Милянчук. – Варианты обращения к отцу «Папа», «Пап» и, даже если слышится «Па», мы прощаем из-за несущественной разницы в деталях. В инструкции по проверке есть много вариантов написания и применения слов. Мы всё трактуем в пользу пишущего.

Диктант-2021 пишущие воспринимали как вызов собственной грамотности.
Диктант-2021 пишущие воспринимали как вызов собственной грамотности. 

– Диктант – это не про оценки, а возможность узнать что-то новое о русском языке, – объяснил цели и задачи проведённого мероприятия координатор Тотального диктанта во Владивостоке Вячеслав Беляков.

Отчитав диктант, диктатор Галина Юзефович прочла собравшимся ещё и лекцию о современной литературе с точки зрения литературного критика. «Всё плохо», – гласил первый слайд презентации. Поиск средств к существованию отвлекает от писательства, и даже заграница не помогает.

Во Владивостоке Тотальный диктант – 2021 писали около 600 человек. В 2019-м участников было более двух тысяч.

Диктант-2021 пишущие воспринималикак вызов собственной грамотности.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах