Что показал первый масштабный опыт, поставленный разом в школах Приморья?
Долгие часы, проведённые у компьютера, неведомые ранее электронные платформы и программы. Прошедшая неделя началась с того, что сетевые образовательные ресурсы обрушились, не выдержав перегрузки.
В заложники ситуации попали как учители, так и дети с родителями. Казалось бы, дистанционная форма – благодать для творческих и активных учителей, и они нашлись, стараясь сделать резкий переход безболезненным и интересным. Другие подошли формально, огорошив учеников огромными объёмами заданий. Продвигают новые методы обучения в колледжах и вузах. Возможно, за дистанционным обучением будущее, но пока оно туманно.
К чему аншлаг?
«В роли слепого котёнка – вся матушка Россия», – так описал первый день дистанционной учёбы один из аналитиков. Представление об интересной и комфортной школе на удалёнке оказалось иллюзией. Платформа сетевого образования не выдержала и дала сбой. Учителя так и не смогли начать уроки, а школьники – приступить к выполнению задания.
– Будто дали сверху разнарядку – организовать процесс, а дальше всё легло на плечи учителей, – высказалась председатель Приморской общественной организации «Совет многодетных родителей» Диана Романенко. – У меня круглосуточные дежурства, и не всегда удаётся помогать сыну, а он сильно путается во всех этих программах, половина из которых «висит», пароли не принимают. Зачем такое количество заданий? И какие могут быть требования при плохой организации? Эмоции зашкаливают, всё больше родителей говорят, что идея провалилась.
Самые распространённые претензии – мало оригинальных видеоуроков от учителей, нет возможностей заниматься с ребёнком, отсутствие педагогического образования. «Если я выступаю в качестве учителя, почему мне не платят зарплату?» – возмутился отец второклассника.
«Вся семья переживает психоз, – жалуется мать троих сыновей Наталья. – Как поделить между ними один компьютер?» С ней будто спорит мама 14 детей из небольшого приморского городка, которой удалось наладить домашнюю учёбу с двумя смартфонами и одним ноутбуком.
А вот мнение ещё одной многодетной родительницы: «Целый день – аншлаг вокруг компьютера. Ничего, кроме учёбы детей, делать не могу. Как вынести такое безумие?»
– Всё зависит от личности учителя, – убеждена мама четвероклассницы одной из школ Владивостока Ольга Светлова. – Наша преподаватель по видеосвязи каждый день даёт понять детям – «я с вами», передаёт позитивное настроение и просит не перегружаться гаджетами. За 4 часа успеваем и тему урока пройти, и закрепить задание.
Вершиной креатива стали рефераты по труду и кроссворды по физкультуре.
– Я считаю, не надо выплёскивать негатив, – поделилась мнением родительница одной из групп. – Задумайтесь, что будет, если всех детей отправят в разгар эпидемии назад в школы?
Когда увидимся вживую?
Дети не остались в долгу и высказали разные мнения по поводу перехода на дистанционное обучение.
«Да норм, ничем не отличается от обычной учёбы, – пишет старшеклассник одной из школ Находки. «Плохо, очень плохо, материал не объясняют, дают непонятные задания, куда отправлять – неизвестно, где искать информацию, тоже, – говорит ученица 5-го класса из школы Уссурийска. – Лучше в школу!»
«Наша гимназия крутая, но учителя отправляют на уроки, записанные другими, сами не хотят, – говорит ученица средних классов из Владивостока. – Задают много, если раньше на один предмет уходило 30 минут, то сейчас два часа. Единственный плюс, что не встаёшь рано утром.
– Мы уже много лет используем дистанционные методы, к примеру, в проектной деятельности, – поясняет директор «Международной школы нового тысячелетия» Галина Коваль. – Ребята продвинутые, знают, как сложную программу установить, создать видеоконференцию, в режиме которой и проходят онлайн-уроки. Некоторые школы не были готовы к резкому переходу, дети и учителя оказались в равных условиях, из которых пока выхода не нашли.
Несмотря на шутки в интернете о голом натурщике на экране монитора и распивании пива во время онлайн-уроков, колледжи и вузы Владивостока с удалёнкой неплохо справляются.
– Студенты ставят дома натюрморты, выполняют живописные задания, – ответила преподаватель Приморского художественного колледжа, художник Лилия Козьмина. – Педагог индивидуально с каждым занимается. В целом работа кипит.
– По теоретическим дисциплинам организовать дистанционное обучение несложно, у нас в этом направлении много наработок, – сообщил ректор Дальневосточного института искусств Андрей Чугунов. – А если это занятия по инструменту, где требуется аккомпаниатор? А симфонический оркестр? А занятия по хору, в оперной студии, где люди буквально дышат друг на друга? Пока всем раздали партии и отправили по домам, общие репетиции отменены.
– Студенты строительной специальности прошли производственную практику до начала карантина, – радуется директор Кавалеровского многопрофильного колледжа Елена Вильк. – Для других практику пришлось перенести. На картинках по интернету всего не покажешь!
– В университете дистанционное обучение проходит более организованно и эффективно, - сказала кандидат филологических наук, доцент, преподаватель ДВФУ Наталья Милянчук. – Такая форма знакома многим вузовским преподавателям. Платформа, на которой работаем мы, достаточно удобна, функциональна, доступна каждому студенту. С нами выходят на связь уже не дети, а молодые люди, они продвинуты в технологиях. При возникновении технических трудностей они нам помогают. Но хочу подчеркнуть, что дистанционное обучение годится только как временная мера. В аудитории я вижу, как тот или иной студент воспринимает то, что я говорю, понимает он меня или нет. А на онлайн-занятии непонятно, чем во время урока занимаются студенты: номинально они здесь, но одновременно могут быть за рулём автомобиля, в столовой. Другой минус в том, что на преподавателя ложится огромная нагрузка. Да и ребята признаются, что скучают по очному обучению, говорят, скорее бы мы встретились вживую!
Кому снова в школу?
Министерство образования выпустило на усмотрение регионов несколько рекомендаций. Досрочно завершить учебный год, а в тех областях, где эпидемиологическая обстановка благополучная, открыть школы.
Родителей порадовала перспектива преждевременных каникул, и в некоторых регионах были приняты соответствующие решения. 10 апреля губернатор Приморья заявил о том, что в крае не планируется завершать досрочно учебный год. Малокомплектные школы приступят к обучению детей очно, остальные – продолжат в дистанционном формате. Сегодня в Приморье работают 103 малокомплектных школы, в каждой – от 5 до 50 учеников.
– В школах обязательно должны выполняться все меры санитарии. Это, безусловно, и проверка температуры у детей при помощи бесконтактных термометров, и обработка дезинфицирующими средствами, и уборка помещений, – подчеркнул Олег Кожемяко.
При этом рекомендуется соблюдать ряд условий – не более 12 человек в классах, продолжительность уроков не дольше 30 минут, регулярное проветривание помещения. По музыке, рисованию, физкультуре и ОБЖ – итоговые оценки по результатам трёх предыдущих четвертей.
В школах крупных городов – во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Партизанске, Арсеньеве, Большом Камне, Надеждинском и Шкотовском районах дистанционное обучение продолжится.
– В посёлке Рощино в дни карантина проводят семейные уроки по изучению удэгейского языка, – поделился председатель коренных малочисленных народов Приморья Валентин Андрейцев. – А в посёлке Агзу интернета нет, поэтому логично всем общаться и учиться, как прежде.