Профессиональные знания, морская выучка, практические навыки, общее развитие и культура, уважительное отношение к подчинённым, а также способность отстоять своё мнение перед начальством формируют авторитет командира подводной лодки. Главная роль в его становлении отводится командованию соединения.
Над всем экипажем лодки — один рубочный люк. Он задраивается и открывается только командиром лодки, и это играет большую психологическую роль для всех членов экипажа.
Безусловное единство экипажа
Подводники — офицеры, старшины и матросы питаются одним и тем же пайком с одного камбуза. Они дышат одним воздухом внутри прочного корпуса. Казалось бы, мелочь, но это имеет большое значение. Экипаж лодки — одна большая семья, от каждого члена которой зависит жизнь всей команды. Создать по-настоящему профессиональный, дружный и сплочённый коллектив, к сожалению, удаётся не каждому командиру.
Нигде, кроме как на подводной лодке, нет такой близости командира к своим подчинённым. Здесь каждый матрос и старшина чувствуют плечо друг друга, в том числе и командира, который всегда рядом. Они смотрят на него как на человека, от которого зависятся не только их будущее и жизнь, но который при выполнении боевых задач в море имеет полное право отдать приказ, выполнение которого сопряжено с риском.
Ответственность и высокая готовность
Право носить знак командира, стоять на командирском мостике или в центральном посту даётся лучшим представителям флота — тем, кто способен нести нелёгкое бремя ответственности за принятое решение. Назначение на должность командира предшествует тяжёлый труд, связанный с постоянным повышением образования, тяготами и лишениями военной службы. Велика заслуга каждого члена экипажа в том, что команда становится передовой, но в первую очередь — командира. Главное в его деятельности — высокая боевая готовность вверенного ему корабля.
Любой командир надводного корабля или подводной лодки должен понимать, что это не рубеж, на который достаточно однажды выйти. Даже малейшее ослабление внимания к любому элементу службы неминуемо снижает боеготовность в целом. Для командира важно, чтобы экипаж и корабль были готовы к бою в любую минуту, а подчинённые действовали быстро и правильно при неожиданностях — молниеносно переключаясь с одного вида боевой деятельности на другой и успешно выполняя любое решение.
Путь к командира
Один из таких командиров — капитан 1 ранга Алексей Дружинин, который возглавляет экипаж одного из «Ясеней» — атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота проекта 885М. Он не любит шаблонов и считает, что важнейшее качество командира — гибкость и умение понимать людей.
Атомный подводный крейсер «Красноярск» уже второй год служит в Тихоокеанском флоте. Это четвёртая субмарина проекта «Ясень-М». Недавно подводники вернулись на родную базу после трёх месяцев в море.
«Были произведены две стрельбы крылатыми ракетами, торпедные стрельбы, все упражнения впервые на корабле такого класса на ТОФ. Ранее эти мероприятия данным кораблём проводились только на государственных испытаниях», — рассказывает капитан 1 ранга Дружинин.
В 2003 году, ещё будучи курсантом военно-морского училища, он командовал отделением. Теперь ответственность лежит не только за корабль и экипаж, но и за всю страну.
«Во время походов часто приходилось сталкиваться с военно-морскими силами иностранных государств. На сравнительно небольшом расстоянии от их корабля они не видят и не догадываются о твоём существовании. Нужно сохранять душевное спокойствие и равновесие, ведь от твоих действий зависит авторитет государства», — говорит Дружинин.

Он подчёркивает, что современному командиру нужна гибкость в общении с молодёжью, приходящей с гражданской жизни, обязательная готовность учиться и совершенствоваться. Алексей начинал службу во Владивостоке, поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова на факультет торпедно-ракетного вооружения, сознательно выбрав подводный флот.
Первая должность — командир торпедной группы на К-419 «Кузбасс». Было тяжело находить общий язык с опытными воинами, но опыт и понимание людей помогли. Сейчас, став капитаном 1 ранга, он поддерживает в экипаже семейную атмосферу.
На борту отмечают и профессиональные праздники. Командир знает дни рождения своих подчинённых и заранее готовит поздравления с помощью видеопосланий от их семей.
В будние дни рабочий день командира заканчивается поздно, он всегда на связи и во время отпуска, и в походе. Ответственность за безопасность и готовность корабля к любым задачам лежит на нём. Задача — защита Родины, для чего корабль должен быть готов к немедленному выходу в море.
«Если приняли решение, старайтесь его выполнить. На пути будут препятствия, не позволяйте слабости или уговорам остановить вас. Это серьёзно. Стать командиром, дать команду — всё, что мешало, останется позади, останетесь вы, корабль и экипаж», — обращается капитан 1 ранга Дружинин.