Розетки, электроприборы, спички и другие источники опасности окружают человека на каждом шагу. Избавиться от них при воспитании детей практически невозможно.
О том, как обеспечить себе спокойствие, а ребёнку – жизнь без последствий, рассказала заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по Приморскому краю Галина Низкошапская.
Основные опасности
– Галина Владимировна, что является главной угрозой для ребёнка в XXI веке в цивилизованное время удобств и информатизации?
– Огонь и связанные с огнём факторы пожарной опасности. А пожарная безопасность детей – главная забота, как для родителей, так и для нас – сотрудников ГУ МЧС РФ по Приморскому краю.
Несмотря на то что цифровизация дала новые виды досуга, факторов опасности не стало меньше. Все эти гаджеты, устройства и просто электрические игрушки требуют правильного, грамотного подхода. В доме или квартире никуда не делись розетки, электроплиты и другие бытовые приборы, работающие на электроэнергии. Их огромное количество, то есть практически все. И источники открытого огня – спички, зажигалки, свечи – никуда не делись.
– А дети по-прежнему тянутся к этой архаике?
– Нужно понимать, что детей в силу нерастраченной энергии и любопытства, а порой моды и тенденций поведения тянет на самые разные «подвиги». К примеру, пойти в лес и разжечь огонь, что чревато лесными и ландшафтными пожарами. В каком-то возрасте их неудержимо тянет к огню.
Дети могут зажигать свечи, могут неправильно использовать гаджеты и бытовые приборы. Известны случаи, когда загорались и даже взрывались батареи мобильных телефонов и планшетов, а брошенный в постели конец подключённой зарядки вызывал обугливание простыней. Хорошо, что в этом случае не случилось пожара.
Более сложные приборы, такие как электросамокаты, требуют особого отношения. Большая, ёмкая батарея в них может не просто вспыхнуть, а именно взорваться с разлётом осколков и последующим пожаром. Прецеденты с тяжёлыми последствиями в плане материального ущерба в Приморье известны.
– Что же делать, лишать детей всех игрушек?
– Полностью избавиться от электроприборов невозможно. Куда вы денете электроплиту или просто розетку? Нужно, чтобы ребёнок умел правильно ими пользоваться. И необходимо постоянно его контролировать, держать под присмотром.
Инструктаж
– Чему именно нужно учить и с какого возраста?
– С того возраста, когда ребёнок начинает пользоваться этими приборами. Детям необходимо рассказывать, что такое безопасность и пожарная безопасность в частности. Что такое спички, зажигалки и другие источники открытого огня. Отдельно – что такое электричество. Как включать плитку, как включать чайник, что такое микроволновая печь и как она работает. В чём опасность зарядок для гаджетов и чего с ними нельзя делать ни в коем случае.
– Как это сделать правильно?
– Личным примером. Важно, особенно на первых порах, пока ребёнок учится, чтобы рядом обязательно были родители или более взрослые и опытные братья и сёстры. Вся семья должна показывать своим примером, как это делается, и объяснять, какие могут быть последствия.
– Этого достаточно?
– В этом случае угроза безопасности ребёнка значительно сократится. Но полностью обезопасить его всё равно будет не просто. Нужно устраивать практические занятия по пользованию электроприборами. Дети XXI века достаточно современны и не глупы. При правильном объяснении способны понять всё, что им необходимо знать. В том числе и опасность совать металлические предметы в розетку.
– Пользование электричеством сегодня – обыденность. Что там ещё нужно объяснять?
– Традиционно родители, давая ребёнку электрическую игрушку, просто показывают, как ей пользоваться и в том числе заряжать. А вопрос остальных мер предосторожности остаётся без внимания. Дальше всё происходит само собой: ребёнок пользуется, заряжает, играет, не задумываясь о том, что электрические приспособления, например, не любят воды. Может быть замыкание, возгорание или более тяжёлые последствия.
Были примеры, когда ребёнок покатался на электросамокате, попал под дождь или заехал в лужу и дома поставил его заряжаться. А потерявшая герметичность батарея самоката взорвалась и сожгла квартиру. Похожие случаи были и без выездов на улицу, когда дети катались только по дому.
Животное поведение
– Как уберечь самого ребёнка, когда случается ЧП?
– Это важный и обязательный элемент воспитания. С детьми необходимо работать в области поведения при чрезвычайных ситуациях.
Дело в том, что у людей, а особенно у маленьких, в случае опасности срабатывает животный инстинкт. Они стараются спрятаться от пугающего их огня, особенно если справиться с ним не получается. Были инциденты, когда ребёнок убегал при этом в другую комнату, залезал под кровать или в шкаф. Такое случалось даже со взрослыми людьми. При этом объясняют свои действия испугом и включением в голове какого-то животного инстинкта.
Исследуя последствия пожаров, мы обнаруживаем животных где-то под кроватями или в дальних углах. Они ищут убежища, похожие на норы. Дети ведут себя аналогично.
– Чему именно нужно учить ребёнка?
– Нужно объяснять правила поведения при пожаре. Например, выбежать на балкон, привлечь внимание окружающих: выбить окно табуреткой, кричать и звать на помощь. Но лучше окно не выбивать, а периодически открывать его, кричать и шуметь.
Если есть возможность, нужно выйти из квартиры и поднять шум на лестничной площадке, стучась во все двери. Так можно, во-первых, предупредить соседей о пожаре, во-вторых, возможно получить от них какую-то помощь.
Дети должны знать, что, если не удалось покинуть жилище, можно укрыться от огня, к примеру, в ванной, убрав от двери всё, что может загореться, обкладывая дверной проём мокрыми тряпками, закрывая органы дыхания намоченной тканью, что поможет отфильтровать из вдыхаемого воздуха продукты горения. К тому же в ванной есть вода, которой можно пытаться гасить огонь. Она, кстати, осаживает из воздуха продукты горения. Ребёнок должен знать, что дым поднимается вверх, поэтому нужно стараться быть как можно ближе к полу.
– И сообщить об инциденте на пульт охраны?
– Да. При наличии мобильного телефона дети должны уметь им пользоваться, а не только играть. Должны уметь вызвать помощь, знать номера, куда звонить – 101 или 112, должны знать, как вести себя при разговоре: представиться, объяснить причину звонка – случился пожар, назвать конкретный адрес, описать масштабы случившегося. Кстати, в требования к правилам противопожарной безопасности включён пункт о том, что граждане РФ и иностранные граждане, пребывающие на её территории, должны знать и уметь пользоваться средствами вызова пожарной охраны.
А научить всему этому можно в игровой форме. Маме, допустим, изобразить диспетчера, а ребёнку – правильно и подробно рассказать ей о предполагаемом случае. Это может спасти жизнь, это может уменьшить ущерб и облегчит работу спасателей и пожарных. И уже с первых секунд разговора к ситуации подключается диспетчер. Узнав адрес, отправляет на объект пожарные наряды, а с ребёнком ведёт работу по выяснению обстоятельств и инструктирует его, как себя вести, куда идти и что делать.
– Это требует хладнокровия. У всех получается?
– Паника – это самое страшное. Люди, а особенно дети, теряются практически всегда. Они должны уметь вести себя правильно. Не ломиться толпой, толкаясь, не кричать и не впадать в ступор. Должны уметь помочь впавшим в это состояние окружающим. А достаточно бывает заговорить с человеком, встряхнуть его и даже похлопать по щекам.
Хотя и взрослые в таком состоянии могут броситься, сметая всё и всех на своём пути, затаптывая упавших, игнорируя возможность помощи.
Дело коллективное
– А как учить этому, если родители постоянно заняты?
– Беседовать – лучший способ.
Другой вариант – отправлять их в места организованного проведения досуга. В клубы, секции и даже школьную продлёнку. Там они будут учиться полезному, будут постоянно под присмотром, а в таких местах, как клубы военно-патриотического воспитания, возможно, получат и путёвку в достойное будущее. Их научат важнейшим азам безопасности и научат практически применять эти навыки. Преподаватели там могут не просто удовлетворить любопытство, а возглавить детскую тягу куда-то залезть. И позаботятся о том, чтобы ребёнок знал, что можно, а что нельзя, и делал всё правильно. Даже лазание по заброшкам, сопровождаемое имитацией боевых действий, в перспективе может быть полезным. Это обучение именно оценке опасностей и умению с ними справляться.
– И научиться делать это коллективно?
– Даже просто в спортивной секции ребёнок вливается в коллектив, получает навыки с пользой проводить время и чему-то учится.
Особенно всё это касается детей с модным сегодня синдромом гиперактивности. Такие могут просто заиграться в собственные игры и так глубоко погрузиться в собственным мысли, что не отличают фантазию от реальности. В коллективе учёбу и контроль обеспечить гораздо проще.
Досье
Галина НИЗКОШАПСКАЯ, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку ГУ МЧС РФ по Приморскому краю.
Выпускница ВГУЭС.
С отличием прошла обучение в КГА ПОУ Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж.
Прошла переподготовку в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.
В штате органов ГО и ЧС с 2004 года на должностях инспектора, дознавателя, инженера.
Награждена ведомственными медалями «За отличие в службе» III и II степени.